Тахограф – прибор, который ассоциируется с дальнобойной работой. Не все знают, что выполняя рейс в городе, водитель грузовика тоже может получить штраф, если не установит себе такой прибор. Кому полагается штраф за отсутствие тахографа, а кто может не устанавливать себе самописец? Давайте разбираться.
В этой статье:
- Функции тахографа
- Типы тахографов (СКЗИ, ЕСТР)
- Каким автомобилям нужен тахограф?
- Штрафы за отсутствие тахографов в 2023 году
- Кому не обязательно устанавливать тахограф
- Изменения по тахографам в 2023 году (онлайн тахограф)
Функции тахографа
Тахограф – прибор, который в автоматическом режиме записывает параметры движения автомобиля: расстояние, скорость движения, время, которое водитель провел за рулем, и время стоянки. Данные автоматически собираются и передаются контролирующим органам, которые следят за режимом работы водителя и контролируют его график, чтобы тот не перерабатывал и тем самым не повышал риск аварийной ситуации.
Напомним, что за несоблюдение установленных законом норм управления и норм отдыха водителя предусмотрены штрафы:
- 1,5-2 тыс. – рублей для водителей,
- 7-10 тысяч – должностным лицам,
- 15-25 тыс. рублей – для ИП,
- 20-50 тыс. рублей – для юридических лиц.
Процесс установки тахографа регламентируется специальными Правилами обслуживания и установки тахографа, и включает в себя установку прибора в топографической мастерской, активацию кодирующего устройства, дополнительную настройку и опломбирование. Это стоит денег, что подталкивает некоторых нерадивых водителей нарушать закон и ездить без прибора.
Типы тахографов
Все самописцы в РФ делят на две группы.
1. Тахографы для внутренних перевозок (СКЗИ). Такие приборы оснащены средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) и охраняются законом о Защите государственной тайне. Выезд за рубеж на ТС, оснащенном тахографом с СКЗИ, грозит уголовным наказанием.
Внимание! Для этого правила нет исключений. Казахстан и Беларусь тоже относятся к заграничным странам.
2. Тахографы для зарубежных и внутренних поездок (ЕСТР). Такие тахографы соответствуют Единому соглашению о работе экипажей ТС на территории европейских стран (ЕСТР) и могут использоваться как в зарубежных рейсах, так и на территории РФ при условии, что перевозчик имеет международную лицензию (карта МАП).
Каким автомобилям нужен тахограф?
Согласно закону РФ, тахографы обязаны устанавливать на:
- ТС массой более 3,5 тонн (категория С; N2, N3), если они находятся во владении ЮЛ или ИП.
- Грузовики массой более 3,5 тонн (категория С; N2, N3), если они принадлежат физическим лицам.
- ТС, перевозящие пассажиров и имеющие более 8 мест (категория М2 и М3), в том числе автобусы (категория D).
Таким образом, для людей, занимающимся грузовыми перевозками, тахограф нужен, только если их грузовик имеет массу более 3,5 тонн.
Штрафы за отсутствие тахографов в 2023 году
Как мы выяснили, тахографы нужны и физическим, и юридическим лицам. Но штрафы за отсутствие тахографа для них будут разными:
- Физическим лицам за отсутствие тахографа или неправильную эксплуатацию в нарушение требований – 3-5 тысяч рублей.
- Водитель в такой же ситуации заплатить те же 3-5 тысяч рублей.
- Должностное лицо за выпуск ТС в рейс без тахографа или с неисправным тахографом заплатит 7-10 тысяч рублей.
- ИП –15-25 тыс. рублей.
- Юридическое лицо – 20-50 тысяч рублей.
Кому не обязательно устанавливать тахограф
На сегодняшних день, тахограф однозначно не нужен легковым автомобилям, если количество мест не превышает 8 (M1), а также грузовикам, с массой до 3,5 т (N1).
Впрочем, закон не запрещает его ставить по желанию владельца.
В оставшейся же группе транспортных средств, также есть ряд категорий, которые по своей массе и количеству мест подпадают под закон о тахографе, однако могут его не приобретать. Это:
- ТС старше 50 лет, которые не занимаются коммерческими перевозками.
- ТС, оборудованные тахографами европейского образца. То есть не надо устанавливать ЕСКР, если у вас уже есть тахограф по ЕСТР (условия смотри выше).
- Военные ТС, ТС фельдъегерской службы и автомобили силовых органов (ФСБ, полиция и пр.).
- ТС, которые не выезжают за пределы своего предприятия.
- Учебные машины и машины на испытаниях.
- Трактора и самоходные машины.
- Ряд специализированной техники, в том числе эвакуаторы, ТС, укомплектованные подъемниками, молоковозы, автобусы для ритуальных услуг и пр.
Изменения по тахографам в 2023 году
В сети периодически ходят слухи, что тахографы отменят. Сначала этого ждали к концу 2022 году, затем к концу 2023 года. Однако законодатели не собираются отменять самописцы и более того движутся в сторону автоматизации контроля за соблюдением рабочего режима водителей.
В марте 2023 года был утвержден приказ, который ввел понятие «онлайн тахограф». Суть онлайн тахографа – в автоматической передаче данных в систему тахографического контроля в режиме реального времени.
Пока в законе прописали только требования к новому типу тахографов. Помимо СКЗИ они должны иметь разъем для GSM/GPRS-антенны и SIM-карты и датчики ускорения. Карта водителя должна будет позволять формировать квалифицированную электронную подпись водителя и предприятия для передачи информации и изменения данных ТС.
На данный момент установка онлайн тахографов – дело добровольное. Сроки окончательного перехода на онлайн самописцы не прописаны.
_______________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал «Автотяга». Мы стараемся сделать жизнь автовладельца легче.
И не забывайте ставьте лайки. Ведь лайки – это бесплатный способ сказать нам спасибо за полезные материалы.
Вам также будет интересно:
#автотяга #магазинзапчастей #hyundaiporter #hyundaiporter2 #hd72 #hd78 #hd120 #isuzu #hino #fuso #автосоветы #автолайфхаки #автомобильныехитрости