Найти тему

Геометрические фантазии

Из коллекции творческой мастерской ДАРРУС
Из коллекции творческой мастерской ДАРРУС

Развиваем детскую фантазию при помощи геометрических фигур

В результате противоречивых дум, подробнейшим образом изложенных в статье «Иллюзия детского обмана», пришли к следующим выводам:

  • · Что дети иногда осознанно обманывают (со взрослой точки зрения) родителей (бабушек, дедушек)
  • · Что часто за подобным действием скрывается не обман в его классическом понимании, а детская иллюзия, то есть стремление выдать желаемое за действительное
  • · Что родителям (бабушкам, дедушкам) не следует применять радикальных мер, если уж «тайное стало явным»

Впрочем, обозначить проблему – не значит ее решить. И, хотя, в указанной выше статье коснулись этого аспекта, сделано это было слишком общими характеристиками. Но главный посыл был озвучен:

Донести до ребенка мысль о том, что даже в его детском пространстве фантазиям отводится определенное место и время, и не скрывать свои поступки за выдумками, даже без желания нанести вред другому человеку, можно только через совместный досуг с ним. То есть, если уж ребенку озвучена пословица: «Делу время, а потехе час», то этот час надо провести вместе. И не просто вместе, а погрузиться в его мир, в его восприятие окружающей обстановки, в его мечты и фантазии.

Вариантов такого «погружения» может быть масса – от совместных прогулок по парку с кормлением голубей или веселой игры на спортивной площадке до вечернего чтения книг или просмотра диафильма (кто помнит этот термин – поднимите руку). Шикарная это штука – фильмоскоп с коробкой диафильмов, скажу я вам. Комната в полумраке, волшебный луч в пространстве, застывшая картинка на стене со знакомой сказкой или веселой историей и никакой утомляющей анимации с однообразным звуковым рядом. Если и существует где-то реестр старых, напрасно забытых вещей, то рекомендую диафильмы разместить в нем в первом десятке с примечанием: «Огромное сожаление, что их нет у сегодняшней детворы».

Так вот, вариантов может быть много, но объединять их должны два незыблемых фактора:

  1. совместное занятие с ребенком
  2. исходящая польза, если стремимся к гармоничному развитию ребенка (бесполезное занятие он и сам может себе организовать)

Но, так как разговор ведем, о развитии фантазии, то рекомендуется внимание родителей, а также молодых специалистов (логопедов, дефектологов) обратить на плоские геометрические фигуры и пособия на их основе. Казалось бы, геометрия – наука, основанная на теоремах и доказательствах, и безграничный полет фантазии – где у них точки соприкосновения?

Не удивляйтесь. Есть и точки соприкосновения, и много общего. Как человек на 2/3 состоит из жидкости, так и окружающий нас мир в той же пропорции – это прямоугольники, круги, квадраты и так далее. Опустите руку в карман или посмотрите в сумку – там, как минимум, прямоугольный смартфон и круглые монеты. Уже на этом аспекте, гуляя по улице, можно выстроить увлекательную игру с ребенком «Что на что похоже». Или дома вечером взять много картинок и совместными усилиями рассортировать их по заданным формам. Тут не только фантазия, но и внимание, и мелкая моторика, и сравнительные характеристики, и пополнение словарного запаса, и построение фраз.

Или другой момент. Бабушки и дедушки нынешний детворы, сопоставив словосочетания – «геометрические фигуры» и «настольные игры», с первой попытки вспомнят одну из любимых забав своего детства. Конечно, мозаика. Россыпь разноцветных пластмассовых или деревянных ромбиков, квадратиков, треугольников с несколькими вариантами сборки (а остальное – полет фантазии) в картонной коробке была, практически, у каждого ребенка нашего детства.

«Залипать» с мозаикой можно было часами, создавая причудливые сюжеты. Причем, взрослые нередко, подойдя «только на минуточку» сами теряли контроль времени, присоединяясь к процессу. Это же волшебство, когда из простых геометрических фигур создаются сюрреалистические картины.

Позднее, в 90-е годы прошлого века мозаику из детских забав стали вытеснять пазлы. Головоломка тоже интересная, но с точки зрения развития фантазии абсолютно бесполезная – вариант сборки только один, шаг влево, шаг вправо – автоматическая ошибка, собрал – молодец, нет – начинай сначала.

Впрочем, к сожалению, сегодня ни то, ни другое не является лидером продаж в магазинах детской игрушки. В отличии от каких-нибудь монстров. Но это тема для отдельного разговора. А пока можно посоветовать родителям, которые считают, что игрушка должна быть полезной, а не только похожая на героя очередного мультсериала, взять мозаику на заметку и добавить ее в игровую коллекцию своего ребенка. Много увлекательных вечеров будут гарантированными.

А следующий раз поговорим о том, как вместе с ребенком собрать ракету или грузовик из «геометриков», как научить его сделать своими руками открытку для бабушки на день рождение и еще несколько секретов развития геометрической фантазии.

Заинтригованы? Тогда ожидаем, а чтобы не пропустить момент – подписываемся на канал.