При составлении вопросов и ответов необходимо руководствоваться целью экзамена, которая состоит в оценки владения базовыми знаниями, а не только в оценки их наличия в голове у экзаменуемого в день экзамена. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих условий:
1. Вопрос должен быть таковым, чтобы знающему школьнику достаточно было одной минуты для правильного ответа. Не менее важно то, что в отличие от заданий в школьных учебниках, на тестовый вопрос на той же странице дан ответ и не один, а пять. Создание вопросов и ответов к ним или создание ответов и вопросов к ним является процессом взаимозависимым – этим он качественно отличается от изготовления базовых или усложнённых заданий в бланковом ЕГЭ.
2. Вопросы не должны предполагать письменных вычислений для ответа на них. Они должны быть посильны устному счёту.
3. В том случае, когда экзаменуемый будет проводить вычисление на листке бумаги для ответа на вопрос, то для его выполнения не потребуется более трёх действий.
4. К сожалению встречаются математические тесты, в которых для ответа на вопрос необходимо произвести более трёх действий. В этом случае ошибка при ответе на вопрос будет указывать не на понимание сути вопроса, не на наличие у экзаменуемого пробела в разделе математики по которому задан вопрос, а на арифметическую ошибку. Электронный экзамен в отличие от бланкового экзамена способен и должен точно оценивать владение экзаменуемым каждым из 10 разделов школьной математики, а вовсе не безошибочность арифметических действий, именно поэтому количество арифметических действий для ответа на вопрос должно быть минимизировано.
5. Четыре неправильных ответа к каждому вопросу должны быть составлены таким образом, чтобы некомпетентному экзаменуемому почти все ответы казались правильными.
6. Желательно избегать таких ответов, когда простая подстановка позволяет выбрать правильный ответ.
7. Должны быть вопросы, требующие логического рассуждения.
8. Должны быть чисто теоретические вопросы.
9. Должны быть вопросы на нахождение ошибки в формулах, в вычислениях, в утверждениях.
10. Должны быть вопросы с рисунками.
11. Должны быть вопросы как на знание формул, так и на умение ими пользоваться.
12. Должны быть вопросы на «чтение формул».
13. Должны быть вопросы на умения совершать действия.
14. Должны быть вопросы, когда два или более предложенных ответа не являются ложными (содержат часть правды). Правильным ответом будет тот ответ, который содержит более полную и точную информацию. Школьники об этом должны быть извещены ещё перед тренировочным тестированием.
15. Не должно быть вопросов по проверке знания терминологии или буквенных обозначений.
16. Вопросы не должны быть многословными.
17. Число предлагаемых ответов на вопрос всегда равно 5.
18. Правильный ответ всегда один.
19. По каждому из 10 разделов школьной математики должно быть составлено примерно 500 вопросов.
Для иллюстрации всех 18 пунктов правил создания вопросов и ответов приведены четыре примера одного и того же тестового вопроса с разными пятью ответами, из которых всегда верен только один ответ. В каждом из четырёх примеров верный ответ расположен под буквой (a).
Для выбора верного ответа во всех этих примерах необходимо знание логики, умение увидеть причинно-следственную связь, которая выражается словосочетанием: если, то. В первом и четвёртом примерах по четыре ошибочных ответа, и потому они простые.
Во втором и третьем примерах ложных ответов меньше четырёх и перед экзаменуемым стоит задача определения иерархии правильности ответов, для решения которой требуется умение думать. В третьем примере из правильных ответов a, b, c приоритет у ответа a, который содержит в себе условия b и c. Во втором примере из ответов a, b приоритет у ответа a, который содержит в себе условие b. Когда-то, задав на экзамене по квантовой статистике всего один устный вопрос подобного типа и получив устный ответ, доцент Квасников Иридий Александрович поставил отлично. Электронному экзаменатору до Иридия Александровича как до неба, а потому он будет задавать десятки «устных» вопросов, четыре из которых я привёл.