В тибетском буддизме существует социально-религиозный институт, основанный на особой системе реинкарнации, - тулку. Тулку называют высших лам традиции гелуг. В Тибете это Далай-лама и Панчен-лама, в Монголии - Богдо-гэгэн.
- Первым монгольским Богдо-гэгэном стал великий скульптор и политический деятель Дзанабадзар (1635-1723). Далее этот институт развивался и взаимодействовал как с тибетскими тулку, так и с цинским правительством.
- В 1636 г. маньчжуры захватили Внутреннюю Монголию (к югу от пустыни Гоби) и этот регион был включен в состав Цинской империи в качестве “внешнего вассала”. В 1691 г. Внешняя Монголия (к северу от пустыни Гоби) также была включена в состав Цинской империи в статусе “наместничества-протектората” (Думан, 1977, с. 141; Тихвинский, 1982, с. 136).
- В Монголии буддизм получил широкое распространение в конце XVI в. В 1578 г. состоялся визит Далай-ламы III к южно-монгольскому Алтан-хану, после чего был выпущен манифест, запрещающий все небуддийские культы, и был построен первый крупный буддийский центр Эрдени-Дзу (Альфонсо, Кореняко, 2015, 72-74).
- 1 декабря 1911 г. Внешняя Монголия провозгласила независимость страны. Лидером монгольской буддийской сангхи и теократическим правителем свободных от цинов монгольских земель стал Богдо-гэгэн VIII (1869-1924).
Сказать, что ему повезло в жизни, пожалуй, значит, промолчать. Нгаванг Лосанг Чойкьи-ньима Тэнцзин Вангчук (Вайли Ngagwang Lobzang Chokyi Nyima Tenzin Wangchug) родился в знатной тибетской семье и рос во дворце Потала, резиденции Далай-ламы.
Его опознали в качестве перерождения Богдо-гэгэна VII (1847-1869). В возрасте 6 лет он прибыл в Ургу (ныне - Улан-Батор). Там его имя зазвучало уже по-монгольски коротко и ясно - Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг.
29 декабря 1911 г. тулку принял титул Богдо-хана, в котором выражено то, что он стал первым и единственным ханом с тех пор, как монгольские территории были включены в состав Цинской империи.
Этот тибетский аристократ, ставший монгольским тулку, интересен тем, что после него осталось: он отличался широким кругозором и был известен своей любовью к собирательству.
Его, выросшего в далёкой от промышленной революции Лхасе, интересовала техника. Богдо-хан славился своей любовью к механизмам и не скупился на покупки всевозможных "гаджетов" своего времени. На самом известном своём портрете кисти Балдугийна Шарава (1866-1939) тулку изображён с часами.
Портрет, в свою очередь, списан с фотографии.
Ему не довелось много путешествовать и, словно компенсируя это, Богдо-гэгэн VIII собирал чучела экзотических животных и содержал зверинец.
То же самое касается минералогических редкостей и произведений искусства - его, видевшего роскошь Поталы, интересовали раритеты и лучшие образцы ремёсел.
Нередко Богдо-хан утрачивал интерес к приобретённым и подаренным ему вещам и сдавал их на хранение в дворцовый "музей поля чудес". Кладовой Богдо-хана заведовал хранитель.
В 1920 г. путешественник и литератор Антоний Фердинанд Оссендовский (1878-1945) находился в Урге вместе с бароном фон Унгерном (1885-1921). В своих путевых заметках он писал:
"Во время моего пребывания в Урге я неоднократно посещал дворец Живого Будды, беседовал с ним и наблюдал его жизнь".
(с) Оссендовский, 2005, с. 250.
И вот, как он описывал увиденное во дворце Богдо-гэгэна VIII:
"Автомобили, граммофоны, телефоны, хрусталь, фарфор, картины, духи, музыкальные инструменты, редкие звери и птицы — слоны, медведи с Гималаев, обезьяны, индийские змеи и попугаи, — все это в разное время находилось во дворце «Бога», но все это он поочередно оставлял и предавал забвению.
В Ургу прибывают паломники и приносят дары со всего ламаистского и буддийского мира. Хранитель драгоценностей дворца, почтенный Балма-Дорын, повел меня однажды в большой зал, где хранятся приношения верующих. Это единственный в своем роде музей драгоценностей. Там имеются редкостные вещи, совершенно неизвестные европейским музеям.
Открывая шкаф с серебряным замком, хранитель сказал мне: — Здесь вы увидите слитки чистого золота, полученные с Бей-Кема, черные соболя с Кемчина, а также чудотворные оленьи рога.
Вот эта шкатулка, присланная орогонами, содержит драгоценные корни женьшеня и благовонный мускус. Это вот кусок янтаря с берегов «замерзшего моря», весящий 124 лана (около 10 ф.). Здесь алмазы из Индии, благовонный цибет и резная слоновая кость из Китая.
Он долго рассказывал мне о разных хранящихся здесь предметах, и на самом деле то, что я здесь видел, достойно было удивления.
Передо мной мелькали редкие меха — белый бобер, черный соболь, белые, голубые, черные лисицы (песцы) и темный, почти черный барс; тут же стояли коробочки из черепахи с чудесной резьбой, в которых хранились хадаки из тонкой, как паутина, индийской шелковой ткани, длиною 10—15 метров; около них находились маленькие мешочки из золотых нитей, в которых лежали жемчуга, подарки индийских раджей, и драгоценные кольца с сапфирами и рубинами из Китая и Индии; большие нешлифованные алмазы, слоновые клыки, украшенные золотом, жемчугом и бриллиантами; роскошные одеяния, вышитые золотыми и серебряными нитями; моржевые клыки с барельефной резьбой — работой примитивных художников с берегов Берингова пролива и масса других предметов, которых я не в состоянии описать".
(с) Оссендовский, 2005, с. 251-252.
В воспоминаниях Оссендовского можно найти объяснение интереса Богдо-гэгэна VIII к ценностям материальной культуры Запада. Цитируя тулку, он пишет:
"— Урга — старое гнездо буддизма... Вместе с Чингисханом двинулись калмыки и олеты для завоевания Европы. Они пробыли на чужбине почти четыреста лет, живя в русских степях. Позже, по зову желтых лам, они вернулись в Монголию для борьбы против царей Тибета и лам ордена красных шапок, угнетавших народ".
(с) Оссендовский, 2005, с. 258.
Богдо-гэгэн VIII был тулку, линия перерождений которого начиналась от Дзанабадзара, представителя знатного монгольского рода. Поэтому он мог считать себя монголом.
Также тулку относился к школе гелуг. Далай-лама V (1617-1682), лидер школы гелуг, воевал со школой кагью (те самые "красные шапки") не на жизнь, а на смерть и одержал победу.
Так школа гелуг стала доминирующей традицией тибетского буддизма. Особую помощь в этом противостоянии оказал лидер западных монголов Гуши-хан (1582-1655).
Далее в повествовании идёт рассказ о кольце Чингисхана:
"Богдо хлопнул в ладоши. Один из его секретарей вынул из красного мешочка большой серебряный ключ. Живой Будда открыл им ларец для печатей и достал оттуда маленькую резную коробочку из слоновой кости, в которой находилось большое золотое кольцо с большим рубином с выгравированным на нем знаком свастики.
— Это кольцо Чингисхан и Кублай-хан носили всегда на правой руке, — объяснил он".
(с) Оссендовский, 2005, с. 259.
В 1912 г. в Урге было подписан договор, согласно которому Россия признала Внешнюю Монголию отдельной от Китая страной и установила над ней протекторат. Разумеется, для существования независимой Монголии под управлением высшего ламы этого оказалось недостаточно.
Впоследствии Богдо-хан был лишён власти и часть его сокровищ была утрачена. В настоящий момент коллекцию монгольского тулку можно увидеть на том же месте - его дворец, построенный в 1893-1903 гг., стал музеем и там сохранено то, что дошло до наших дней с тех времён, когда любознательный Богдо-гэгэн VIII собирал редкости.
Например, чучела экзотических животных.
Не каждый европейских коллекционер диковин мог похвастаться чучелом броненосца.
Cреди "механических чудес", которыми пользовался Богдо-гэгэн VIII и его супруга, были музыкальные кресла. Буквально: вы садитесь и звучит музыка. Они были подарены монгольскому тулку российским императором Николаем II.
Ранее государю уже доводилось принимать подарки от высшего ламы традиции гелуг.
Также во дворце можно увидеть пару тронов иного рода.
Спинки этих тронов имитируют мандорлы божеств, которые можно встретить в индуистской и буддийской скульптуре.
Эти троны подчёркивают особый статус Богдо-гэгэна, который считался "живым Буддой", а его супруга была провозглашена земным воплощением дакини - просветлённым существом женского рода. Одна из функций дакини - подвергать испытаниям того, кто стремится к духовному развитию, и передавать знания в том случае, если страждущий достоин.
В живописи Богдо-гэгэн VIII изображается в ханской меховой шапке, украшенной ваджрой, - буддийским атрибутом, символизирующем нерушимость ума и Учения.
И этот уникальный головной убор, подбитый мехом чернобурой лисицы, который сочетает в себе элементы кочевой истории монголов и буддийскую реликвию, также находится в экспозиции дворца.
Ещё там представлена шуба Дзанабадзара из чернобурой лисицы.
В целом можно отметить, что обстановка дворцовых помещений монгольского тулку изобиловала произведениями китайского, тибетского и монгольского декоративно-прикладного искусства, среди которых можно обнаружить как предметы повседневного быта, так и буддийские святыни.
Самое поразительное из дошедших до нас сокровищ Богдо-гэгэна VIII - это образец самого "тяжёлого люкса" из всего, что только можно вообразить.
Вы думаете, леопардовая шуба или леопардовый принт в одежде, обуви и аксессуарах покажет окружающим, насколько вы обеспечены?
То, чем владел Богдо-гэгэн VIII, - это неподъёмный люкс он даже в дверь не пройдёт. Знакомьтесь: роскошная и неповторимая леопардовая юрта.
150 шкур редких и неуловимых снежных леопардов пошли на то, чтобы молодой тулку отпраздновал своё 25-летие. Юрта была подарена ему одним из представителей монгольской знати.
Известно то, что Богдо-гэгэн имел обыкновение в определённые периоды медитировать в ней в течение 10 дней. Внутри юрты, в соответствии с традициями, находится буддийский алтарь.
Но, надо сказать, это не единственный пример недосягаемой монгольской роскоши. Ранее у Гуши-хана (1582-1655) была тигровая юрта со вставками из леопарда.
Своим духовным наставником Гуши-хан почитал Далай-ламу V и поэтому защищал Лхасу от притязаний со стороны других монголов и цинского правительства.
Поэтому неудивительно, что драгоценная юрта Гуши-хана в итоге осела во дворце Потала в Лхасе, где хранится в настоящей момент.
Литература
- Альфонсо Н.Г., Кореняко В.А. Искусство Центральной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям ГМВ. М.: Государственный музей Востока, 2015. С. 72-74.
- Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977. С. 141.
- Оссендовский А.Ф. Люди, боги, звери М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 250-259.
- Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982. С. 136.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.