Найти тему
Кабинет Востоковеда

"Тяжёлый люкс" Богдо-гэгэна VIII.

В тибетском буддизме существует социально-религиозный институт, основанный на особой системе реинкарнации, - тулку. Тулку называют высших лам традиции гелуг. В Тибете это Далай-лама и Панчен-лама, в Монголии - Богдо-гэгэн.

  • Первым монгольским Богдо-гэгэном стал великий скульптор и политический деятель Дзанабадзар (1635-1723). Далее этот институт развивался и взаимодействовал как с тибетскими тулку, так и с цинским правительством.
  • В 1636 г. маньчжуры захватили Внутреннюю Монголию (к югу от пустыни Гоби) и этот регион был включен в состав Цинской империи в качестве “внешнего вассала”. В 1691 г. Внешняя Монголия (к северу от пустыни Гоби) также была включена в состав Цинской империи в статусе “наместничества-протектората” (Думан, 1977, с. 141; Тихвинский, 1982, с. 136).
  • В Монголии буддизм получил широкое распространение в конце XVI в. В 1578 г. состоялся визит Далай-ламы III к южно-монгольскому Алтан-хану, после чего был выпущен манифест, запрещающий все небуддийские культы, и был построен первый крупный буддийский центр Эрдени-Дзу (Альфонсо, Кореняко, 2015, 72-74).
  • 1 декабря 1911 г. Внешняя Монголия провозгласила независимость страны. Лидером монгольской буддийской сангхи и теократическим правителем свободных от цинов монгольских земель стал Богдо-гэгэн VIII (1869-1924).
Богдо-гэгэн VIII. Автор фотографии - А.М. Позднеев. 1886 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%BE-%D0%B3%D1%8D%D0%B3%D1%8D%D0%BD_VIII#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:BogdKhan.jpg
Богдо-гэгэн VIII. Автор фотографии - А.М. Позднеев. 1886 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%BE-%D0%B3%D1%8D%D0%B3%D1%8D%D0%BD_VIII#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:BogdKhan.jpg

Сказать, что ему повезло в жизни, пожалуй, значит, промолчать. Нгаванг Лосанг Чойкьи-ньима Тэнцзин Вангчук (Вайли Ngagwang Lobzang Chokyi Nyima Tenzin Wangchug) родился в знатной тибетской семье и рос во дворце Потала, резиденции Далай-ламы.

Его опознали в качестве перерождения Богдо-гэгэна VII (1847-1869). В возрасте 6 лет он прибыл в Ургу (ныне - Улан-Батор). Там его имя зазвучало уже по-монгольски коротко и ясно - Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг.

Богдо-гэгэн VIII. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37714
Богдо-гэгэн VIII. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37714

29 декабря 1911 г. тулку принял титул Богдо-хана, в котором выражено то, что он стал первым и единственным ханом с тех пор, как монгольские территории были включены в состав Цинской империи.

Этот тибетский аристократ, ставший монгольским тулку, интересен тем, что после него осталось: он отличался широким кругозором и был известен своей любовью к собирательству.

Балдугийн Шарав (1866-1939) "Портрет Богдо-гэгэна VIII". 1910-ые гг. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%BE-%D0%B3%D1%8D%D0%B3%D1%8D%D0%BD_VIII#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sharav_bogd_khan.jpg
Балдугийн Шарав (1866-1939) "Портрет Богдо-гэгэна VIII". 1910-ые гг. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%BE-%D0%B3%D1%8D%D0%B3%D1%8D%D0%BD_VIII#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sharav_bogd_khan.jpg

Его, выросшего в далёкой от промышленной революции Лхасе, интересовала техника. Богдо-хан славился своей любовью к механизмам и не скупился на покупки всевозможных "гаджетов" своего времени. На самом известном своём портрете кисти Балдугийна Шарава (1866-1939) тулку изображён с часами.

Портрет, в свою очередь, списан с фотографии.

Богдо-гэгэн VIII. 1910-ые гг., Урга. Источник: https://humus.livejournal.com/9005661.html
Богдо-гэгэн VIII. 1910-ые гг., Урга. Источник: https://humus.livejournal.com/9005661.html

Ему не довелось много путешествовать и, словно компенсируя это, Богдо-гэгэн VIII собирал чучела экзотических животных и содержал зверинец.

Тот, кто всё-таки купил слона. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37729
Тот, кто всё-таки купил слона. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37729

То же самое касается минералогических редкостей и произведений искусства - его, видевшего роскошь Поталы, интересовали раритеты и лучшие образцы ремёсел.

Нередко Богдо-хан утрачивал интерес к приобретённым и подаренным ему вещам и сдавал их на хранение в дворцовый "музей поля чудес". Кладовой Богдо-хана заведовал хранитель.

В 1920 г. путешественник и литератор Антоний Фердинанд Оссендовский (1878-1945) находился в Урге вместе с бароном фон Унгерном (1885-1921). В своих путевых заметках он писал:

"Во время моего пребывания в Урге я неоднократно посещал дворец Живого Будды, беседовал с ним и наблюдал его жизнь".

(с) Оссендовский, 2005, с. 250.

Дворец Богдо-гэгэна VIII в Урге. 1927-1928 гг. Фотография из блога Рустама Сабирова. Оригинал //mongoloved.files.wordpress.com/2013/11/suhbaatar.jpg
Дворец Богдо-гэгэна VIII в Урге. 1927-1928 гг. Фотография из блога Рустама Сабирова. Оригинал //mongoloved.files.wordpress.com/2013/11/suhbaatar.jpg

И вот, как он описывал увиденное во дворце Богдо-гэгэна VIII:

"Автомобили, граммофоны, телефоны, хрусталь, фарфор, картины, духи, музыкальные инструменты, редкие звери и птицы — слоны, медведи с Гималаев, обезьяны, индийские змеи и попугаи, — все это в разное время находилось во дворце «Бога», но все это он поочередно оставлял и предавал забвению.
В Ургу прибывают паломники и приносят дары со всего ламаистского и буддийского мира. Хранитель драгоценностей дворца, почтенный Балма-Дорын, повел меня однажды в большой зал, где хранятся приношения верующих. Это единственный в своем роде музей драгоценностей. Там имеются редкостные вещи, совершенно неизвестные европейским музеям.
Открывая шкаф с серебряным замком, хранитель сказал мне: — Здесь вы увидите слитки чистого золота, полученные с Бей-Кема, черные соболя с Кемчина, а также чудотворные оленьи рога.
Вот эта шкатулка, присланная орогонами, содержит драгоценные корни женьшеня и благовонный мускус. Это вот кусок янтаря с берегов «замерзшего моря», весящий 124 лана (около 10 ф.). Здесь алмазы из Индии, благовонный цибет и резная слоновая кость из Китая.
Он долго рассказывал мне о разных хранящихся здесь предметах, и на самом деле то, что я здесь видел, достойно было удивления.
Передо мной мелькали редкие меха — белый бобер, черный соболь, белые, голубые, черные лисицы (песцы) и темный, почти черный барс; тут же стояли коробочки из черепахи с чудесной резьбой, в которых хранились хадаки из тонкой, как паутина, индийской шелковой ткани, длиною 10—15 метров; около них находились маленькие мешочки из золотых нитей, в которых лежали жемчуга, подарки индийских раджей, и драгоценные кольца с сапфирами и рубинами из Китая и Индии; большие нешлифованные алмазы, слоновые клыки, украшенные золотом, жемчугом и бриллиантами; роскошные одеяния, вышитые золотыми и серебряными нитями; моржевые клыки с барельефной резьбой — работой примитивных художников с берегов Берингова пролива и масса других предметов, которых я не в состоянии описать".

(с) Оссендовский, 2005, с. 251-252.

Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник; https://thumbs.dreamstime.com/b/exhibit-imperial-palace-ulaanbaatar-mongolia-june-exhibits-last-emperor-bogdo-gegen-viii-marching-golden-yurt-216428881.jpg
Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник; https://thumbs.dreamstime.com/b/exhibit-imperial-palace-ulaanbaatar-mongolia-june-exhibits-last-emperor-bogdo-gegen-viii-marching-golden-yurt-216428881.jpg

В воспоминаниях Оссендовского можно найти объяснение интереса Богдо-гэгэна VIII к ценностям материальной культуры Запада. Цитируя тулку, он пишет:

"— Урга — старое гнездо буддизма... Вместе с Чингисханом двинулись калмыки и олеты для завоевания Европы. Они пробыли на чужбине почти четыреста лет, живя в русских степях. Позже, по зову желтых лам, они вернулись в Монголию для борьбы против царей Тибета и лам ордена красных шапок, угнетавших народ".

(с) Оссендовский, 2005, с. 258.

Буддийские ритуальные атрибуты: нож дигуг, меч кхадга, топорик с ваджрой и т. д. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37715
Буддийские ритуальные атрибуты: нож дигуг, меч кхадга, топорик с ваджрой и т. д. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37715

Богдо-гэгэн VIII был тулку, линия перерождений которого начиналась от Дзанабадзара, представителя знатного монгольского рода. Поэтому он мог считать себя монголом.

Также тулку относился к школе гелуг. Далай-лама V (1617-1682), лидер школы гелуг, воевал со школой кагью (те самые "красные шапки") не на жизнь, а на смерть и одержал победу.

Так школа гелуг стала доминирующей традицией тибетского буддизма. Особую помощь в этом противостоянии оказал лидер западных монголов Гуши-хан (1582-1655).

Далее в повествовании идёт рассказ о кольце Чингисхана:

"Богдо хлопнул в ладоши. Один из его секретарей вынул из красного мешочка большой серебряный ключ. Живой Будда открыл им ларец для печатей и достал оттуда маленькую резную коробочку из слоновой кости, в которой находилось большое золотое кольцо с большим рубином с выгравированным на нем знаком свастики.
— Это кольцо Чингисхан и Кублай-хан носили всегда на правой руке, — объяснил он".

(с) Оссендовский, 2005, с. 259.

Дворец Богдо-гэгэна VIII. Источник: https://www.tripmycity.com/museum-tours/101-the-most-famous-attractions-of-mongolia-the-palace-of-bogdo-gegen
Дворец Богдо-гэгэна VIII. Источник: https://www.tripmycity.com/museum-tours/101-the-most-famous-attractions-of-mongolia-the-palace-of-bogdo-gegen

В 1912 г. в Урге было подписан договор, согласно которому Россия признала Внешнюю Монголию отдельной от Китая страной и установила над ней протекторат. Разумеется, для существования независимой Монголии под управлением высшего ламы этого оказалось недостаточно.

Впоследствии Богдо-хан был лишён власти и часть его сокровищ была утрачена. В настоящий момент коллекцию монгольского тулку можно увидеть на том же месте - его дворец, построенный в 1893-1903 гг., стал музеем и там сохранено то, что дошло до наших дней с тех времён, когда любознательный Богдо-гэгэн VIII собирал редкости.

Например, чучела экзотических животных.

Дворец Богдо-гэгэна VIII. Первый этаж. Источник: http://badsanchoo.blogspot.com/2012/05/blog-post_647.html
Дворец Богдо-гэгэна VIII. Первый этаж. Источник: http://badsanchoo.blogspot.com/2012/05/blog-post_647.html

Не каждый европейских коллекционер диковин мог похвастаться чучелом броненосца.

Дворец Богдо-гэгэна VIII. Первый этаж. Источник: http://badsanchoo.blogspot.com/2012/05/blog-post_647.html
Дворец Богдо-гэгэна VIII. Первый этаж. Источник: http://badsanchoo.blogspot.com/2012/05/blog-post_647.html

Cреди "механических чудес", которыми пользовался Богдо-гэгэн VIII и его супруга, были музыкальные кресла. Буквально: вы садитесь и звучит музыка. Они были подарены монгольскому тулку российским императором Николаем II.

Ранее государю уже доводилось принимать подарки от высшего ламы традиции гелуг.

Дворец Богдо-гэгэна VIII. Личные покои Богдо-гэгэна VIII и его супруги. Источник: https://legendtour.ru/rus/mongolia/regions/ub-bogd-khaan-winter-palace.shtml
Дворец Богдо-гэгэна VIII. Личные покои Богдо-гэгэна VIII и его супруги. Источник: https://legendtour.ru/rus/mongolia/regions/ub-bogd-khaan-winter-palace.shtml

Также во дворце можно увидеть пару тронов иного рода.

Дворец Богдо-гэгэна VIII. Троны Богдо-гэгэна VIII и его супруги. Автор фотографии: moonwalker004. Источник: https://moonwalker004.livejournal.com/229149.html
Дворец Богдо-гэгэна VIII. Троны Богдо-гэгэна VIII и его супруги. Автор фотографии: moonwalker004. Источник: https://moonwalker004.livejournal.com/229149.html

Спинки этих тронов имитируют мандорлы божеств, которые можно встретить в индуистской и буддийской скульптуре.

Будда шакьямуни. Китай, династия Мин, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3010
Будда шакьямуни. Китай, династия Мин, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3010

Эти троны подчёркивают особый статус Богдо-гэгэна, который считался "живым Буддой", а его супруга была провозглашена земным воплощением дакини - просветлённым существом женского рода. Одна из функций дакини - подвергать испытаниям того, кто стремится к духовному развитию, и передавать знания в том случае, если страждущий достоин.

Цакли "Богдо-гэгэн VIII". Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара (англ. Zanabazar Museum of Fine Arts), Улан-Батор. Эл. Ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50462
Цакли "Богдо-гэгэн VIII". Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара (англ. Zanabazar Museum of Fine Arts), Улан-Батор. Эл. Ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50462

В живописи Богдо-гэгэн VIII изображается в ханской меховой шапке, украшенной ваджрой, - буддийским атрибутом, символизирующем нерушимость ума и Учения.

И этот уникальный головной убор, подбитый мехом чернобурой лисицы, который сочетает в себе элементы кочевой истории монголов и буддийскую реликвию, также находится в экспозиции дворца.

Головной убор Богдо-гэгэна VIII в экспозиции дворца. Источник: https://legendtour.ru/rus/mongolia/regions/ub-bogd-khaan-winter-palace.shtml
Головной убор Богдо-гэгэна VIII в экспозиции дворца. Источник: https://legendtour.ru/rus/mongolia/regions/ub-bogd-khaan-winter-palace.shtml
Головной убор Богдо-гэгэна VIII в экспозиции дворца. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37716
Головной убор Богдо-гэгэна VIII в экспозиции дворца. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37716

Ещё там представлена шуба Дзанабадзара из чернобурой лисицы.

Шуба Дзанабадзара, Богдо-гэгэна I. XVII в. Дворец Богдо-гэгэна VIII (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37719
Шуба Дзанабадзара, Богдо-гэгэна I. XVII в. Дворец Богдо-гэгэна VIII (Улан-Батор). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/37719

В целом можно отметить, что обстановка дворцовых помещений монгольского тулку изобиловала произведениями китайского, тибетского и монгольского декоративно-прикладного искусства, среди которых можно обнаружить как предметы повседневного быта, так и буддийские святыни.

Интерьер спальни Богдо-гэгэна VIII и его супруги во дворце. Источник: https://tury.club/sight/dvorec-muzey-bogdo-gegena-110
Интерьер спальни Богдо-гэгэна VIII и его супруги во дворце. Источник: https://tury.club/sight/dvorec-muzey-bogdo-gegena-110

Самое поразительное из дошедших до нас сокровищ Богдо-гэгэна VIII - это образец самого "тяжёлого люкса" из всего, что только можно вообразить.

Вы думаете, леопардовая шуба или леопардовый принт в одежде, обуви и аксессуарах покажет окружающим, насколько вы обеспечены?

То, чем владел Богдо-гэгэн VIII, - это неподъёмный люкс он даже в дверь не пройдёт. Знакомьтесь: роскошная и неповторимая леопардовая юрта.

Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник; https://thumbs.dreamstime.com/b/exhibit-imperial-palace-ulaanbaatar-mongolia-june-exhibits-last-emperor-bogdo-gegen-viii-marching-golden-yurt-216428881.jpg
Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник; https://thumbs.dreamstime.com/b/exhibit-imperial-palace-ulaanbaatar-mongolia-june-exhibits-last-emperor-bogdo-gegen-viii-marching-golden-yurt-216428881.jpg

150 шкур редких и неуловимых снежных леопардов пошли на то, чтобы молодой тулку отпраздновал своё 25-летие. Юрта была подарена ему одним из представителей монгольской знати.

Известно то, что Богдо-гэгэн имел обыкновение в определённые периоды медитировать в ней в течение 10 дней. Внутри юрты, в соответствии с традициями, находится буддийский алтарь.

Юрта Богдо-гэгэна VIII. Автор фотографии - igorrkuznetsov. Источник: https://ru-traveller.livejournal.com/1774478.html
Юрта Богдо-гэгэна VIII. Автор фотографии - igorrkuznetsov. Источник: https://ru-traveller.livejournal.com/1774478.html

Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник: https://forum-eurasica.ru/topic/381-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%8E%D1%80%D1%82%D1%8B/page/182/
Юрта Богдо-гэгэна VIII. Источник: https://forum-eurasica.ru/topic/381-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%8E%D1%80%D1%82%D1%8B/page/182/

Но, надо сказать, это не единственный пример недосягаемой монгольской роскоши. Ранее у Гуши-хана (1582-1655) была тигровая юрта со вставками из леопарда.

Юрта Гуши-хана. Источник: https://forum-eurasica.ru/topic/381-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%8E%D1%80%D1%82%D1%8B/page/182/
Юрта Гуши-хана. Источник: https://forum-eurasica.ru/topic/381-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%8E%D1%80%D1%82%D1%8B/page/182/

Своим духовным наставником Гуши-хан почитал Далай-ламу V и поэтому защищал Лхасу от притязаний со стороны других монголов и цинского правительства.

Поэтому неудивительно, что драгоценная юрта Гуши-хана в итоге осела во дворце Потала в Лхасе, где хранится в настоящей момент.

Литература

  • Альфонсо Н.Г., Кореняко В.А. Искусство Центральной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям ГМВ. М.: Государственный музей Востока, 2015. С. 72-74.
  • Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977. С. 141.
  • Оссендовский А.Ф. Люди, боги, звери М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 250-259.
  • Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982. С. 136.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.