Всем привет! В этой статье мы проанализируем аниме, которые последние года занимает верхние строчки в мировых топах. Это аниме, снятое по одноименной манге Хадзиме Исаямы "Атака титанов". Мы посмотрим, что такого уникального в этом аниме, почему оно покоряет умы зрителей, что нам хотел сказать автор и какие ценности донести.
Внимание, будет много спойлеров к аниме и манге!
(А еще спойлеры к Бойцовскому Клубу и Острову Проклятых)
Атака титанов или Attack on titan. Рейтинг на IMDB 9.1. Аниме-сериал состоит из 4-ех сезонов, первый начал выходить еще в 2013 году. Сериал выходит и на сегодняшний день, набирая все больше поклонников.
Хадзиме Исаяма, японский мангака, создавал Атаку титанов в период с 00-х до 20-х годов. Не так давно манга была закончена, но вскоре было объявлено о продолжении. Действие происходит в вымышленной вселенной, где человечество находится на грани вымирания из-за борьбы с неразумными, пожирающими людей титанами, и было вынуждено спрятаться за тремя огромными стенами. Вселенная напоминает Европу Нового времени, как научно-техническим развитием, так и стилем архитектуры. Стоит посмотреть на эти европейские домики, а затем на поселения людей за стенами, как параллель становится очевидна.
Но, как мы увидим по ходу повествования, все совсем не так, как кажется с первого взгляда. На самом деле, человечество совсем не вымирает, а вполне себе процветает за стенами на материке, а враги людей - не титаны, а такие же люди. Но давайте по порядку.
Первая особенность Атаки титанов -
это крайне необычная структура самого произведения. Существуют стандартные схемы построения истории - архисюжет с чаще хорошим, реже - отрицательным главным героем, вокруг которого выстраивается история. Иногда, по ходу повествования, герой раскрывается нам все больше, хотя и не меняется внутренне. Иногда есть арка героя, где изначально у героя есть некоторые убеждения и понимание мира, а затем он сталкивается с разными событиями и ситуациями, проходит трансформацию и предстает перед нами, читателями, новым человеком - более сильным, храбрым и добрым в положительных арках, запутавшимся, погрязшим во зле и пороке - в отрицательных. И попутно с прохождением сюжета герой трансформирует мир вокруг.
В таких историях мы видим трансформации и сложный путь этого персонажа и сопереживаем ему на его пути. Это скорее западная система построения произведения, но даже в сравнении с азиатскими, например, японскими или китайскими произведениями, Атака титанов серьезно отличается.
Путешествие зрителя в Атаке титанов строится не столько на сопереживании главному герою, сколько на трансформации восприятия мира, на пути самого зрителя.
В начале у вас есть понимание ситуации, как ее видят персонажи внутри стен - человечество вымирает, оно вынуждено прятаться из-за ужасных титанов, пожирающих людей, стены защищают народ, хотя и не дают свободы. Наше понимание совпадает с большинством персонажей существенных для истории. А совпадает оно потому, что автор использует такой прием как "Ненадежный рассказчик". И этот рассказчик находится внутри стен, а затем и в разведкорпусе. Кто конкретно - расскажу в одной из следующих статей. И мы видим этот мир точно так же как его видит этот персонаж, но его понимание совсем неверно.
По ходу сюжета это понимание кардинально изменится, причем, не один раз. То, что казалось неопровержимой когда-то правдой, теперь ложь, а вы совсем по-другому воспринимаете мир.
Обычно, если такие трансформации восприятия зрителем используются, то один раз. И это уже производит необходимый ВАУ-эффект. Зритель думает, как же он не понял этого раньше, и это заставляет пересмотреть все произведение заново. Здесь можно вспомнить такие яркие примеры, как:
- Бойцовский клуб Чака Паланика, где мы в конце осознаем, что рассказчик (главный герой) и Тайлер Дёрден - это один и тот же человек.
- Или Остров Проклятых, американский триллер Мартина Скорсезе, где слова доктора Коули в конце заставляют нас задуматься: "Вдруг все, что я знал - неверно? А главный герой - не детектив, а лишь опасный сумасшедший?
Но Исаяма использует не один такой переворот, а несколько (!), заставляя ощущать, что мир может снова развалиться и собраться заново, и что истины мы не знаем до самого конца. Можно вспомнить много ситуаций:
- Вначале мы считаем титанов ужасными чудовищами, а затем оказывается, что это страдающие запертые безвольные люди;
- Райнер, Бертольд и Энни были друзьями и товарищами главных героев по кадетскому корпусу. К концу первого и во втором сезоне мы узнаем, что те - титаны, и что они разрушили стены, уничтожив огромное количество людей. А в 4 сезоне видение снова меняется. Теперь они лишь обычные люди, со своей тяжелой предысторией;
- Стены предстают перед нами нерушимым построением для защиты от титанов, а к концу из них выходят десятки тысяч титанов, чтобы растоптать мир;
- И множество других, из которых, конечно, самое важное - понимание: за стенами не пустой мир, а процветающие народы, которые угрожают Парадизу.
Каждая из точек полностью разворачивает понимание мира. Теперь мы смотрим на происходящее совсем с другой точки.
Исаяма искусно показывает информацию для переворота восприятия, а, также, оставляет нам больше количество подсказок и предзнаменований, чтобы, когда мы узнаем правду, вначале были шокированы, но, вернувшись и пересмотрев историю, заметили бы эти небольшие намеки и удивились, что правда была правдой с самого начала.
- Например, сцена, где Райнер говорит Энни, что она не достойна быть воином. Райнер уже в начале 1 сезона использует слово "воин", которым обычно называют носителей титанов в Марли. Но сразу этого никто не заметит так как слово воин близко к слову "солдат" или "кадет", которые используют внутри стен. И никто ничего не замечает до раскрытия правды.
- Или сцена, где Имир находит консервы, и это замечает Райнер. Этот эпизод намекает, что есть другой мир со своей письменностью, отличной от письменности внутри стен.
А также, много других подсказок. Это необходимо, чтобы при всей неожиданности поворота в восприятии картины мира, все выглядело правдоподобно. Ведь, если информация свалится зрителю на голову вообще без всякой подготовки, тот просто в нее не поверит.
Исаяма часто раскрывает нам уровни правды в абсолютно обыденной, не заслуживающей внимания, ситуации. Как часто и бывает в жизни, правда нам показывается не громко и пафосно, а будто случайно.
Например, в сцене, где Райнер с Бертольдом сообщают Эрену, что они те самые титаны, разрушившие стены. Это вообще показано с краю кадра, с голосами на фоне. Здесь создатели аниме искусно передали тот эффект, который Исаяма хотел вложить в произведение.
И так поданная информация вначале кажется бредом, и нам приходится осмыслить ее вместе с главными героями истории. Это позволяет максимально вовлечь зрителя и позволить ему ощутить эмоции подобные тем, какие чувствуют герои в произведении.
Через подобные инструменты сюжет становится нелинейным, и мы вынуждены постоянно возвращаться к тому, что мы уже знаем, и пересматривать верность таких ненадежных знаний, формировать новую легенду об этом мире.
Вторая особенность Атаки титанов
Манга и аниме переосмысляет реальные исторические события нашего мира, показывает события из нашей истории. При всей фэнтезийности этого мира невооруженным взглядом видны отсылки как к истории древнего мира, так и к истории двадцатого века - к войнам, нацизму, с которыми столкнулись многие страны.
Таких отсылок фактически не было в первых трех сезонах, но четвертый сезон и целостная картина мира, которую мы открываем, посмотрев сериал до конца, строится на подобных параллелях.
Третья особенность Атаки титанов
Исаяма в Атаке титанов эффектно использует страхи людей, страхи, которые заложены в нас на животном уровне в процессе эволюции. В Атаке титанов их использование особенно зрелищно, всё показано подробно и развернуто, что вызывает ожидаемый эффект.
Мы говорим о страхе быть съеденным или съеденным заживо.
В Атаке титанов этот страх показывается через противостояние с неосознанным противником, с которым нельзя договориться, и который не идет на компромиссы. Для передачи этого используется максимально нелепый и неловкий вид титанов, почти детский в своей неловкости и непропорциональности вид. Ведь именно дети, бывает, неосознанно вредят живым существам во время игры или от непонимания. Мы сразу понимаем, что никаких компромиссов быть не может - титаны не способны на общение, не имеют жалости и осознания своих действий. При этом они сильно больше и мощнее обычного человека, а некоторые - быстрее и проворнее.
Это и запускает глубинный бессознательный страх, а все аниме мы находимся в легком норадреналиновом состоянии - ощущении жути от происходящего.
Некоторые обвиняют Атаку титанов в излишней жестокости и кровожадности, но это и есть один из смыслов, заложенный Исаямой в произведение - мир жесток, а большая доля размышлений и рассуждений идут вокруг этой темы. И через открытую демонстрацию этой жестокости нам показывают, что все не шутки.
Надо отметить, что жестокость в Атаке титанов реалистичная. Исаяма показывает, что смерть - это смерть, не романтизируя ее. Сложно оставаться благородным и смелым, когда тебя едят. Даже самые храбрые герои произведения начинают плакать и умолять в моменты съедения титанами.
Сцены с травмами, потерей крови, расчленениями показаны правдиво и эффектно. Особое внимание уделяется эмоциям героев - это позволяет зрителю еще больше сопереживать персонажам.
Именно эта реалистичная жестокость делает мира Атаки титанов настоящим. Люди страдают, плачут перед смертью, трясутся, боятся и писаются от страха - это правда, так было бы в жизни. Если бы нам показали, что титаны есть и они [вроде как] едят людей где-то за кадром, а все идут на смерть храбро и принимают ее с гордостью на лице, то мы бы просто не поверили.
В этой вселенной люди по-разному справляются со страхом: кто-то бьется в истерике, кто-то умоляет, кто-то шокирован, - эмоции показаны в разной силе и проявлениях. Это заслуга не только Исаямы, но и студий Wit и Mappa.
Ценности Атаки титанов
Теперь давайте обсудим ценности, заложенные в произведении. Они показаны в разных арках персонажей и главных и второстепенных сюжетных ветках.
Свобода - несвобода, рабство. Важнейшая из тем АТ
Один из главных персонажей, раскрывающих эту ценность, - Эрен Йегер, который постоянно ищет свободы, а к концу даже находит. Владелец Атакующего титана, который считает, что жить за стенами - это как "скот в загоне", ярко раскрывает сторону свободы в противовес рабству, и к чему эта свобода может привести. Вместе с Армином Арлертом, который еще в детстве нашел книгу дедушки о внешнем мире, Эрен Йегер старается выйти за стены.
Также Микаса Аккерман, у которой ценность свободы раскрывается с другой стороны - она из-за своей аккерманской крови (а еще и любви к Эрену) является рабыней, то есть, находится на другом полюсе шкалы этой ценности. К концу она убивает Эрена Йегера, которому была предана все это время - сделала свободный выбор.
Кроме, об этом рассказывает история прародительницы Имир, как слуги короля Элдии. Эта ветка аналогична ветке с историей Микасы. Много лет Имир строила титанов из песка в путях, но в конце Эрен освобождает ее от службы королю.
В большем масштабе тема свободы - рабства раскрывается в ветке с угнетением Элдийцев на Марли - те не имеют свободы передвижения и слова, их содержат в концлагерях на закрытой территории и всячески угнетают.
Во всех этих арках Исаяма поднимает вопросы:
- Можем ли мы быть по-настоящему свободными?
- Может ли кто-то забрать у нас свободу?
- Рабы ли мы? (Собственных убеждений, истории, других людей, страхов)
- Чего может стоить свобода?
Исаяма неоднозначно раскрывает эту тему, оставляя вопросы в голове читателей даже после окончания манги.
- Стала ли Микаса свободной? Сделав собственный выбор убить Эрена, и освободившись от служения по причине аккерманской крови, она помнила (и любила?) Эрена до конца жизни.
- Стал ли по-настоящему свободен Эрен? Он сделал выбор спасти своих друзей с Парадиза, уничтожив 80% человечества, но был ли реально у него другой выбор?
- Компания, оставшаяся от разведкорпуса после окончания основного сюжета, может находиться за границами Парадиза, и лично им ничего не угрожает, но они должны предотвратить последующие войны.
Исаяма оставляет вопрос: есть ли в этом свобода? Стоила ли она того?
Смежная тема раскрывается в арках Имир и Хистории, как бы отзеркаленных между собой. Это тема:
Быть настоящим собой, быть честным с собой, не врать себе
В этом также есть определенная свобода, свободный выбор, и девушки его сделали. Арка Хистории, в противоположность арке Имир, заканчивается относительно положительно - девушка называет себя Хисторией, а не Кристой, и принимает свое происхождение. Имир же, признав, кто она есть и приняв свое прошлое, после донесения "истины" до Хистории, возвращается на Марли и умирает со слезами на глазах.
Другая ценность в Атаке Титанов -
Война и мир
Это ценность мира в противоположность жестокости и войнам. Исаяма говорит, что нужно учиться на своих ошибках, делать выводы из собственной истории и менять будущее.
Основной вопрос: можем ли мы остановить этот цикл жестокости и кровопролития? Где первый мстит второму, второй - первому, все ищут виноватых, но в чем смысл искать, кто первый начал?
Исаяма дает пессиместический взгляд на этот вопрос, фактически утверждая в произведении, что этот цикл не остановить, но стремиться нужно. При том, что титаны уничтожены, а Элдийцы больше не владеют этой силой, дополнительные страницы манги оставляют нас в раздумиях. Мальчик идет к тому самому дереву, что намекает - история может повториться снова. После убийства Эрена на мир надвигается следующая война, и, возможно, оставшиеся в живых члены разведкорпуса смогут это предотвратить? Ведь они видели весь ужас войны и понимают ее бесполезность.
Это ценность раскрывается еще и в арке Габи в 4 сезоне, когда та сначала хочет убить всех Элдийцев с Парадиза, но вскоре видит, что они тоже люди, как хорошие, так и плохие. Отдельного внимания стоит сцена с Габи, Николо, отцом Саши и Каей в ресторане, где Николо хочет убить Габи за убийство Саши, но мудрый отец останавливает его от мести, считая, что это лишь породит новое насилие, а детей нужно учить другому. Правда, этого пока не понимает маленькая Кая.
Можно ли примириться с давним врагом и выйти из порочного круга? Эта ценность проходит через все произведение и события между Элдийцами и Марли.
Добро - зло
Следующая ценность - добро и зло в паре на двух полюсах. Исаяма ставит перед нами вопросы:
- Кто есть хороший, а кто плохой? Кто добрый, а кто злой?
- Можно ли разграничивать, вешать ярлыки "злой" и "добрый"?
Чем дальше мы смотрим это произведение, тем яснее видим посыл - хороших и плохих людей нет. Есть лишь люди со своей предысторией и их поступки, совершенные по определенной причине. Все субъективно. Есть история и события в жизни персонажа, которые сделали его жестким (Энни Леонхарт и ее отец), вынудили вторгнуться на Парадиз (Райнер и его желание стать лучше в глазах матери и быть признанным отцом), заставившим убивать людей для выживания (Кенни и последствия рождения Аккерманом). Персонажи сложны и многогранны, во всех есть и светлая, и темная сторона. Многие из изначально положительных персонажей становятся убийцами к концу: Армин и взрыв колоссального титана в гавани в Марли, унесший жизни многих гражданских, Ханжи, пытающая полицейских для получения информации, в конце концов, сам Эрен, уничтоживший большую часть человечества.
Мы видим обычных людей, которым противно убивать других. Мы видим, как чувство вины за совершенные деяния разъедает и мучает их. Видим, как Райнер сходит с ума из-за раздвоения личности, когда не может справиться с содеянным и играть двойную роль. Мы понимаем, что все люди, что все из-за обычных человеческих мотивов - выжить, быть признанным отцом, стать гордостью матери, спасти своих.
Исаяма показывает, что хороших и плохих людей нет. В произведении отсутствуют чисто плохие или чисто хорошие персонажи, что, конечно, делает произведение гораздо глубже, реалистичнее, честнее, ведь в жизни тоже нет ничего черно-белого.
Исаяма показывает по своей суть обычных, многогранных и разных людей, но в жестоком вымышленном мире. Это находит отклик внутри зрителей, так как мало кто намеренно злой или желает другим смерти или страданий специально. Зато зрители понимают, что у каждого свои боли и проблемы, свои мотивы, свои сложности, которые человек хочет решить, не желая вредить другим.
Жестокость - милосердие
Рядом находится и эта пара ценностей, раскрывающаяся в вопросе:
- Чем мы должны пожертвовать для победы?
- Можно ли сохранить человечность в войне?
Этими вопросами постоянно задается Армин, хотя и убивает человека из отряда Кенни для спасения Жана, когда Жан этого сделать не может.
Доверие команде - действия в одиночку
Еще одна тема произведения. Действовать самостоятельно или положиться на сослуживцев и друзей? Это вопрос взятия ответственности за свой выбор.
Как вы понимаете, с этой ценностью проходит ветка Леви и заходит еще дальше в аниме-приквел к основной истории под названием "Выбор без сожалений". Леви к основному сюжету Атаки титанов уже понимает, что нет верного выбора, что предвидеть невозможно. Сцена в лесу гигантских деревьев ярко раскрывает эту ценность, когда Эрен решает положиться на команду Леви, но тех убивает женоподобный титан.
В целом, аниме пронизано командным духом, где каждый владеет уникальными, нужными команде навыками и способностями, и на каждого можно положиться в определенный момент.
Что в итоге?
В Атаке титанов искренне и честно показан настоящий мир. В Атаке титанов гораздо больше реального, чем вымышленного. При всей жестокости Атаки, Исаяма честно рассказывает о судьбах людей, об их чувствах, поступках и мотивах. Здесь и реалистичность страданий, смерти, моральные дилеммы и важные ценности, и много из истории нашего с вами мира. Это обуславливает высокий уровень произведения и вызывает отклик у зрителя.
Исаяма с помощью искусно использованных инструментов призывает нас выйти из цикла жестокости войн. Он показывает, что жестокость ведет к еще большей жестокости, а поиск виноватых бессмысленен. Мы должны научиться делать вывод на основе прошлого, чтобы следующие поколения могли жить счастливо. Возможно, те персонажи, которых Исаяма оставил живыми к концу, смогут сделать этот мир лучше и не допустить подобных ошибок.
Однако, концовка остается относительно открытой. Мы не знаем, смогу ли мир выйти из этого цикла. Если все снова повторится, то все действия Эрена как главного героя не будут иметь смысла кроме спасения близких людей.
По всем этим причинам манга и аниме Атака титанов признаны зрителями и занимают высокие места в рейтингах. Они доносят важные смыслы и ценности через захватывающую интригующую подачу, через реалистичность этого мира.
Видео на Ютуб по теме статьи:
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал Студии 25 на Яндекс.Дзен https://dzen.ru/studia25, чтобы не пропустить следующие публикации. А также, приглашаю на канал Студии 25 на Ютуб https://www.youtube.com/@studia25 😊
До встречи!