Французскую писательницу Симону де Бовуар (1908 – 1986) называют «родоначальницей феминизма». Она не первая, но ее книга «Второй пол», написанная более полувека назад, до сих воспринимается многими как женский манифест. Вторая ее заслуга -- личная -- это то, что она смогла выйти из мощной тени своего гражданского мужа -- писателя и философа Жана-Поля Сартра.
Она никогда не была замужем официально, а отказ от материнства был ее личным выбором. Всей своей жизнью Симона доказывала собственный постулат: мужчин и женщин может объединять не только биологический интерес -- гораздо большего согласия партнеры достигают, если их объединяет интеллектуально-духовная связь. Удалось ли ей это доказать? Одни скажут -- да, другие -- нет.
Из детства Симоны мы не узнаем ничего, что объяснило бы ее выбор. Сама она писала, что выросла в благодушной атмосфере интеллигентной и обеспеченной семьи с заботливыми родителями, которых впору пожалеть. Своенравная дочурка буквально «строила» папу и маму, заявляя им по малейшему поводу: «Я -- сама по себе!» И родители выполняли любые ее капризы, чтобы избежать ссоры.
Можно было бы предположить, что Симона росла избалованным ребенком и впоследствии так и не вышла из «капризного возраста», но вся ее дальнейшая жизнь -- это работа. «Все дело в моей сильной жизнеспособности и экстремизме», -- так объясняла свою невротичную раздражительность сама Симона. Другим словами, она была латентной феминисткой всегда: что родилось -- то родилось.
По окончании философского факультета Симона стала преподавать в университете Марселя вместе с бывшим сокурсником Жаном-Полем Сартром. Никто не мог понять, что привлекло строгую красавицу Симону в неказистом коллеге -- маленьком, с брюшком, слепом на один глаз.
Правда, никто также не понимал, как Сартру при таких данных удалось заработать репутацию бабника. Но Симона могла бы ответить без запинки: «Он брал умом».
Не зря Сартр сразу оценил Симону как единственную равную партнершу в интеллектуальных спорах. Их сближало и схожее мировоззрение. В частности, оба очень ценили личную свободу. Опыт подсказал ему, что азартная спорщица, скорее всего, окажется темпераментной женщиной. И Сартр решил проверить свои догадки: он предложил Симоне... нет, не руку и сердце, а пакт о совместном проживании без ограничений на личную свободу каждого, в т. ч. и сексуальную.
Умница Симона подумала и выдвинула встречное условие (согласие для спорщиков равно поражению, в т. ч. и в браке!): взаимная откровенность во всем -- от творчества до интима. История знает немало таких договоров, и, как правило, партнеры не выдерживали испытания откровенностью. Симона серьезно подставлялась, но для нее было важнее оставаться равной Сартру. Некоторые биографы делают акцент на том, что Симона решилась испытать новую форму отношений между мужчиной и женщиной, которая была бы прочнее, чем традиционный законный брак.
Оба достойно выдержали испытание. С некоторыми оговорками.
Первые пару лет «семейной жизни» Симона и Сартр жили в разных городах, где преподавали. Общались посредством переписки, привычка писать друг другу письма сохранилась и в дальнейшие годы, когда они съехались. Но вскоре Сартру показалось, что отношения стали слишком прочными -- а значит, несвободными. И он совершил марш-бросок на юную ученицу Симоны -- Ольгу Козакевич. Чувства преподавателя и студентки зашли так далеко, что Сартр привел девицу в дом, и Симона, соблюдая договор, спокойно приняла ее как нового члена семьи. Да, жили втроем. Симона добирала потерянное внимание мужа в лесбийских романах, но в целом всем троим вполне хватало друг друга. Однако в спокойствии Симоны можно усомниться: ее первая книга (они все автобиографичны) посвящена сложившейся в семье ситуации, и в ней «первая жена» остро переживает, что уже не может считать себя и мужа двумя половинками одного целого.
Безжалостный анализ собственных чувств часто ставился Симоне де Бовуар в упрек: дескать, ее феминистические идеи шиты белыми нитками, а на самом деле она пытается оправдать дисгармонию тройственного союза.
Вскоре Сартр переключился на сестру Ольги -- Ванду, и успешно лишил ее девственности при помощи Симоны. Были и другие девушки. Сартр посвящал дамам сердца свои произведения.
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Лариса Щебренко (с) "Лилит"