#архифакты
Вечером 23 июня 1957 года ленинградцы увидели огни на Ростральных колоннах. На 32-метровых исполинах пылали 7-метровые яркие факелы. Такого не было с прошлого века! «Незабываемо красиво было это зрелище», — писала газета «Вечерний Ленинград». Огни зажгли в честь 250-летия города. Юбилей тогда праздновали с четырехлетним опозданием.
Ленинградские газовики подвели к колоннам газопроводы. Внутри проложили вертикальные трубы-стояки. Наверху, в чашах, оборудовали большие газовые горелки. Чтобы произошло воспламенение, сначала поджигали пропитанный соляркой шарик, прикрепленный на проволоке к четырехметровой «удочке». Его подносили к горелке, на которую по команде подавали газ. Сейчас система автоматизирована, а вот синхронность достигается по старинке — с помощью рации или по телефону.
Масло, смола, электричество, газ
Впервые огонь на колоннах зажгли в 1815 году, через пять лет после окончания строительства. До 1885 года факелы горели по ночам и в туман, выполняя функцию и фонарей, и маяков. Они освещали порт, находившийся в те времена на Стрелке Васильевского острова и служили ориентиром для кораблей, идущих по невскому фарватеру.
Тогда для факелов использовали конопляное масло. Его наливали в чаши, стоящие на металлических треногах, опускали в масло фитили и поджигали. Так получался большой огненный столб. Масло нагревалось, кипело и брызгалось. Говорят, брызги долетали до земли и даже попадали на людей.
Позже вместо масла стали применять смолу. Кстати, архитектор Тома де Томон предусмотрел в конструкции каждой колонны не только внутреннюю винтовую лестницу для подъема и спуска, но и два лаза вдоль стен с маленьким окошком. По мнению современных реставраторов, такое решение способствовало лучшей вентиляции внутренних помещений и усилению тяги.
В 1896 году колонны электрифицировали и установили наверху электрические лампы. Однако этот вариант оказался очень энергоемким и затратным. «По причине великого расхода» город отказался от огней на колоннах на 60 лет. Традицию возобновили лишь в 1957 году, когда в Ленинграде активно шла газификация. Пробный пуск газового пламени произвели 6 июня, а официальный — 23 июня.
Никому нельзя, а им можно?
В наше время Ростральные колонны зажигают по торжественным случаям. Высота их пламени составляет четыре метра.
Знаменитые петербургские огни обслуживает специальная бригада газовиков. Им, конечно, повезло: эта работа открывает исключительно редкую возможность увидеть внутреннее убранство достопримечательных колонн, подняться по винтовой лестнице в 128 ступенек и восхититься прекрасными видами с высоты.
Однако для специалистов это не обзорная площадка, а прежде всего инженерное сооружение. Самое сложное, как они признаются, праздник «Алые паруса». Пламя на колоннах — часть большого шоу. Оно должно обязательно вспыхнуть одновременно на обеих конструкциях и именно в тот момент, когда парусник проходит под Троицким мостом. С одномоментностью как-то случилась заминка: «Людей кругом очень много — тысячи! Однажды у нас внезапно перестала работать мобильная связь, случился перегруз в сети. Мы не можем связаться с бригадой в соседней колонне. Хорошо, что с собой были рации: поднялись наверх, переговаривались по ним, и все получилось».
Был и курьезный случай. После праздника выпускников до самого ноября огни не зажигались. За это время в чаше свили гнездо чайки. Газовикам пришлось разбирать горелку, доставать гнездо и переселять пернатых.
Почему не каждый день?
Почему красивое факельное зрелище на Стрелке случается не каждый день, а лишь по праздникам и торжествам?
Первая причина — прагматичная. Ростральные колоны — это фактически огромные газовые конфорки. За четыре часа горения факелов расходуется почти две тысячи кубометров голубого топлива. Обычная домашняя плита на таком объеме газа готовила бы супы, котлеты, пироги и компоты несколько лет.
Второе и главное объяснение в том, что огни на колоннах со временем утратили первоначальное назначение фонарей и маяков. Теперь действо символизирует триумфальность и праздничность, придавая особую торжественность значимым событиям в Петербурге.