Чего бы не являла собой идея архитектора, какая бы не была форма здания, какой бы символ не являла постройка, при строительстве необходимо учитывать ландшафт местности.
Штука в том, что здание как бы ведёт диалог с окружающим его пространством. Бывает, что и не ведёт, но результат получился так себе. Яркие пример подобного - это здание Военторга на Воздвиженке. .Да и никакой он не Военторг, а тривиальный офисно-торговый центр в самом центре Москвы. Просто название осталось из прошлого, а кроме названия и ничего от прошлого и нет.
Прошлая постройка, которая пережила мировые войны, гражданские войны, исчезновение Российской империи и СССР, не пережила вкусовых пристрастий мэра Москвы Юрия Лужкова, занимающего кресло градоначальника с 1992 по 2010 года.
Центральный военный универсальный магазин (Военторг) был построен в 1913 году. Фасад здания был выдержан в стиле модерн. Внутри лестница, облицованная белоснежным мрамором, и панорамные окна, создавали ощущение простора. Сверху световой фонарь заливал светом всё пространство. А фасад здания подчеркивал вертикаль. Идеально подобранный цвет гармонично вписывал здание в природный ландшафт. При всей своей возвышенности здание не давило и не загромождало пространства.
Ну а дальше всё по накатанной. Продажа здания, комиссия от мэра, признание здания ветхим, протесты общественности, пофигизм мэрии на протесты и снос здания в 2003. Затем появление нового здания.
В строительство нового торгово-офисного центра было инвестировано 140 миллионов долларов. Сие строение превосходит объемами предыдущее в 6 (!) раз. Вместо прямоугольной угловой башни появилась скруглённая с куполом и шпилем. Канули в лету эркеры, изящные поэтажные членения. Ну а вместо одного атриума появилось три новых (вот только зачем столько?).
Окружающие здания никак не сочетаются с формой, цветом, материалом, стилистикой и всем остальным. Не говоря уже о ритмике пространства, в которой здание Военторга единолично доминирует, но делает это крайне нелепо.
Его купол, который по идее подчеркивал бы доминанту, тоскливо безлик. Он съеден трехэтажной мансардой (и она не появилось после, а именно в исходном проекте).
Здание демонстративно вертикально, а купол эту вертикаль разрушает и придавливает, словно уродливая шапка на голове. Массивность здания присутствует, но оно давит.
Предыдущее здание Военторга на этом же месте тоже было массивным. Но здание не давило и не являлось белой вороной среди других зданий. Угловой сегмент был без купола и создавал динамику вертикали, вознося конструкцию ввысь. Здесь же у нас всё придавлено, и даже придавливающий купол сам придавлен.
Что имеем в итоге... Впихнутое в пространство здание, ставшее совершенно инородным к окружающему его пространству. Вишенка на торте - это отсутствие смысла в куполе, но при этом его присутствие.
Это не самый уродливый урод из списка Лужковского стиля в Москве.