Найти тему
††Ищущи醆

Другой класс. Джоанн Харрис.



Аннотация:
Школа, где учитель латыни Рой Стрейтли работает вот уже 30 лет, переживает не лучшие времена. Чтобы исправить ситуацию, призывают кризисную команду. Стрейтли понимает, что без потрясений здесь не обойдется: за долгие годы в его шкафу скопилось множество скелетов, и один из них - самый страшный. Много лет назад серия издевательств над школьниками закончилась загадочным и мрачным убийством. Об этой истории не может не знать один из кризис-менеджеров - бывший ученик школы. Теперь у Стрейтли есть только один выход: распутать тайну прошлого, потому что у таких преступлений не существует срока давности..
_______________________________________________

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения книги "другой класс" за авторством такой замечательной писательницы как Джоанн Харрис. Она стала популярной благодаря изящному "ежевичному вину", нашумевшему "шоколаду" (с его не менее чувственной экранизацией) и другими колоритными произведениями, заслуживающего определенного внимания со стороны читателей. Да, не все её работы мне одинаково нравятся, все так. Но большинство книг я встретил с теплотой и принятием.

"Другой класс" не стал исключением из правил, и я подумываю прикупить когда-нибудь этот томик себе домой, так как эту книгу я брал на пробу в библиотеке, где я частый гость. Касаемо этого романа, он вроде как входит в некий условный цикл, и перед ним идут "джентльмены и игроки" , затем косвенно связан "мальчик с голубыми глазами" и поооотом идет эта история. Скажу как тот, кто читал все книги из цикла - можете смело читать любой из них, между ними нет прямой связи.

Да, мне было приятно вновь встретиться со старыми персонажами из других произведений, но это НИКАК не влияет на погружение в очередной сюжетный твист, предложенный писательницей. Поэтому, если вы растерянно держите в руках этот томик, и не знаете как поступить, то можете смело к нему приступать, друзья. А если вам понравится авторский слог и манера подачи, то вы всегда сможете найти и прочитать остальные части этого странного цикла, которые вроде бы как соединены в один общий мир, но в тоже время существуют независимо.

На этот раз события вновь будут развиваться в одной из консервативных английских частных школ. Тех самых, которые кичатся своей элитарностью, сохранением вековых традиций, и .... Давайте будем честны - прочим мусором и пылью, которые можно не просто можно, а нужно откидывать как пережиток прошлого, который мешает обыкновенному прогрессу, который не стоит на месте. И я не говорю про те моменты, которые являются спорными, и которыми можно задаваться целую бесконечность.

Просто представьте себе, например, что у вас учитель, который ПРИНЦИПИАЛЬНО не пользуется компьютером и электронной почтой соответственно. В век цифровых технологий, когда весь остальной учительский и школьный состав перешли на новый уровень. Вы считаете поведение человека нормальным? Который наотрез отказывается учиться "чудовищным технологиям", и который не приходит на собрания или не выполняет поставленные руководством задачи лишь потому, что он, видите ли, не получил их в письменном формате.

Все получили, а он нет.

Это один из наиболее ярких сцен, которая полностью характеризует его как героя. Я не говорю, что он ходячая химера, которая создает только головную боль свои коллегам и директорам школы (которых было несколько на его памяти), но как персонаж лично мне он неприятен. Что отрадно - этот пожилой мужчина по совместительству будет одним из главных героев произведения. Который любит "козырять своей "эрудированностью" в виде разных пословиц на латыни (иногда на грани пошлости) в сторону коллег, которые якобы не понимают о чем он говорит.

Каким же дураком он себя ощущает, когда во время очередного спора одна из "жертв" в сердцах заявляет, что хоть и не знает латынь, но постоянные пословицы старой калоши изволил выучить и перевести. Отчего герой впадает в ступор - КАК? Оказывается, что все его "гениальные и тонкие шутки" произносились впустую? Ведь его, оказывается, ПОНИМАЮТ? Еще один минус в типах персонажа, который не вызывает у меня сильной симпатии.

Что не мешает мне считать роман прекрасным и интересным : ) В конце концов автор не обещала нам героев, которые будут вызывать у нас только положительные чувства. К тому же в остальных вопросах этот застывший в прошлом мужчина и профессор по статусу вполне адекватный и жизнеспособный учитель, который понимает своих учеников и действительно топит за школу, которую он любит всем сердцем. Просто за "прожитые" здесь годы он стал считать себя чуть ли неотъемлемой частью этого места.

В связи с чем у него и произошла профессиональная деформация сознания - он почему-то считает, что если ему что-то не нравится или кажется плохим в плане идеи для школы, то значит так оно и есть. Крайне нелепая и даже глупая модель поведения, на котором будет построена определенная часть его "бунта против нового директора, который захочет принести в школу что-то новое. То, что сможет не только решить финансовые проблемы этого заведения и наполнить его новыми учениками, но и подарить вторую жизнь этому месту.

В котором заведение явно нуждается.

Но герою же "виднее" что нужно заведению, которое он якобы так рьяно любит, которому он посвятил всю свою жизнь, и которое без его участия просто погибнет под грузом безумных идей, которое может разрушить самобытность и очарование этих стен. Ну или как-так.

И, наверное, все дело в том, что у меня другой менталитет. Но когда я читал подобные бредни (прошу прощения за резкость высказывания), то я искренне не понимал КАК школа с ТАКИМИ установками вообще умудрилась продержаться столько времени на плаву? Что за узколобое мышление и ярко выраженный шовинизм у героя, который испытывает чуть-ли не физическое отвращение от новости о том, что теперь в их СВЯЩЕННОМ заведении кроме мальчиков будут учиться и девочки. Он еще пытается оправдаться тем, что ничего против них не имеет, но само его поведение ПРЕКРАСНО говорит об обратном.

Удивительный персонаж с крайне противоречивыми установками, которые вызывали у мен то легкую симпатию (его готовность понимать и защищать своих учеников, например, и быть вовлеченным в их проблемы), и его слепота в других вопросах. Без которых ничего не будет развиваться. Так как его взгляд на жизнь это не просто стагнация и топтание на место. Это даже какая-то незаметная и регрессия, так как он не просто против новизны. Он постоянно пытается помешать другим сделать что-то полезное для школы.

И ОЧЕНЬ театрально обижается и чувствует себя оскорбленным в лучших чувствах, когда ему об этом и говорят. Что, дескать, простите, уважаемый профессор. Но с ТАКИМ подходом к школе вы устарели и нам больше не подходите. Интересно, а что еще планировал услышать человека ТАКОГО отношения к себе и к изменения? Который считает, что компьютерные классы, девочки и новый директор убьют школу и её дух?

Причем не фигурально выражаясь. А прямо. При наличии больших финансовых проблем и необходимости что-то менять в подходе и в отношении к учебе. Нет, я понимаю, что критиковать, выгуливая белое пальто всегда легче, нежели предлагать что-то конструктивное и полезное для общего дела. Но что-то этот герой меня задел и местами выбесил также сильно, как и главный антагонист романа, который успел наследить в прошлом школы, и который возвращается сюда снова спустя годы.

Не могу сказать, что он хочет взять некий реванш. Скорее просто определенные события минувших дней всплывают снова, и могут помешать стоячей воде скрывать правду. Которая уже много лет терпеливо ждет, когда её, наконец, обнаружат, и расскажут стране о том, что случилось НА САМОГО деле много лет назад, когда было найдено тело утонувшего мальчика. Дело, которое списали на несчастный случай и обвинение в приставании к ученику со стороны учителя этого замечательного заведения.

Самоубийство, которое на самом деле убийство. Предумышленным, холодно рассчитанным и обставленным таким образом, чтобы скрыть следы. И теперь убийца возвращается сюда снова. Свести старые счеты, закончить начатое. Называйте как угодно этот феномен, друзья. Но смысл в том, что основной сюжет романа построен в двух временных плоскостях сразу - в прошлом и в настоящем.

Которые будут тесно переплетены, так как репутация школы может не выдержать еще одного скандала, если старое дело всплывет снова с НОВЫМИ , ранее скрытыми материалами и свидетелями.

"Другой класс" - это не триллер. Возможно, что кому-то на основании аннотации так может показаться, но не позвольте роману ввести вас в заблуждение, друзья. Это ни в коем случае не детектив и не триллер. Это просто хорошее художественное произведение с элементами попыток разобраться в давно минувших делах, следы которых и сейчас незримо ощущаются в школе. Но чтобы вот чтобы провести прямо жирную параллель. Я бы так не сказал.

Джоан как писательница никогда не торопится с сюжетом. Практически каждая её история размеренная и плавная. События происходят постепенно и неизбежно. Никто никуда не торопится, и нас всегда ожидает предыстория и погружение в очередной авторский мир. Эта книга не стала исключением. Вначале нас знакомят с укладом и образом жизни этой закрытой частной школы, показывают быт и персонажей через диалоги и их мышление.

А потом в виде небольших воспоминаний и дневником школьников начинают готовить к тому, что произошло здесь несколько десятилетий назад. Да и не то, чтобы это было прямо скандальное дело. Да, один из учеников школы погиб, и его труп был найден там, куда подросткам не следовало ходить в одиночку. Попытаться притянуть в этом скандале школу? А как? Они не отвечают за перемещение своих учеников вне школьной территории и за их личную жизнь вне заведения. Расследование четко дало понять, что на лицо несчастный случай.

Дело закрыто.

Но без понимания этой самой предыстории не будет происходящего конфликта в настоящем. Точнее, не совсем понятно будет предвзятое и крайне негативное отношение профессора (чей портрет я разбирал в начале отзыва) к новому директору школы, который окажется один из проблемных учеников прошлых выпусков. Отчего пожилой мужчина и впадет в состояние, близкое к экзистенциальному кризису. Потому что по его мнению директор лишь подсадная утка, которая спит и мечтает о развале школы.

А потому он будет делать все для того, чтобы реализовать свой гнусный проект.

Откуда такие фобии и откровенная паранойя? Этому и будет посвящена большая часть книги, друзья. И хочу сказать, что мне нравится неожиданность некоторых сюжетных линий. Потому что писательница будет очень изящно и легко вводить нас в заблуждение и путать персонажами. То есть, читая воспоминания из дневника какого-нибудь школьника из условного прошлого, мы будем думать на совершенно другого человека в настоящем. Потому что ВСЕ будет сходиться таким образом, что нам будет казаться - это и есть тот самый школьник.

Очень интересный литературный прием, который Харрис использует выверено и точно. Как читатель вынужден отдать свое восхищение её мастерству и умению играть с текстом таким образом, чтобы обманывать читателя без единого лжи с её стороны. Ведь она никого не путает, а просто ведет повествование, разбитое на прошлое и настоящее. И я как читатель САМ додумывал и проводил параллели между событиями и персонажами.

Сам выстраивал мосты и решал чья предыстория к кому относится. Чтобы в финале столкнуться с неожиданным твистом в виде перепутанной мной же мозаики. И осознанием того, что все это время я грешил на совершенно других людей. Которые оказались лишь жертвами предвзятости со стороны своих учителей, которые видели в них непослушных детей. И жертвами настоящего, так как они вместе с директором явились сюда не со злым умыслом, как думал первоначально наш "профессор-детектив".

А по воле сердца, или же просто выполняя поставленную перед ними работу.

Но причем тут тогда паранойя старого профессора и опасения, что школу хотят развалить и подставить? И причем тут, в конце концов, старое дело, связанное с найденным мертвым мальчиком, который некогда здесь учился? Связь будет, друзья. Очень важная, крепкая, напрямую влияющая на сюжетную линию всего романа. Просто она будет немного запутанной, и вся правда откроется ближе к финалу для того читателя, который вытерпит и дойдет до завершающей части книги.

Я могу сколько угодно восхищаться слогом писательницы и хвалить её умение работать с текстом. Но даже я понимаю и признаю тот факт, что такая манера повествования кому-то может показаться неуместной и слишком затянутой. Джоанн действительно наслаждается созданием очередной истории. Она никуда не спешит, и не хочет делиться с нами секретами и тайнами персонажей. Она оставляет много никто и намеков, позволяя нам самим делать выводы и выстраивать схемы.

Чтобы затем, легким движением руки, разбить все наши теории, и показать ту единственную правду, которая все это время была под носом. Она даже не пряталась, так как в этом не было необходимости. Просто мы сами не замечали очевидных теперь вещей, и выстраивали всевозможные теории заговора вместе с профессором, который оказался слеп точно также как и я. Но у меня есть оправдание - я лишь наблюдатель со стороны, внешний "призрак". Я не принимаю участия в произведении, и никак не влияю на его события.

А вот центральные персонажи и "игроки" могли бы быть и повнимательнее в своих предположениях и выводах, на основе которых они сделали неверные умозаключения. и вначале подумали не на того человека.

"Другой класс" - отличный пример того, как можно написать непринужденную книгу про не самые приятные события, которые породили целую цепочку проблем у определенных людей. И которые на протяжении многих лет отравляли жизнь и другим людям, продолжающим нести на своих плечах груз ответственности за то, что они не совершали. Но который они зачем-то добровольно взвалили на себя. Считая, что именно они виновники тех ужасных дней, которые школа попыталась забыть и вычеркнуть с фамилиями тех, кем пришлось пожертвовать ради репутации блага их заведения.

Я не могу назвать роман историей про искупление, которое приходит за негодяем спустя годы. Скорее уж речь про историю, в которой правда становится достоянием, несмотря на то, что казалось бы, что уже никто и никогда не сможет докопаться до истины. Но что удивительно - произошли странные и никак не связанные между собой на первый взгляд события, которые заставили людей снова копаться в прошлом. Искать ответы на те вопросы, которые были закрыты много лет назад в силу того, что никакого преступления не было обнаружено.

А если нет преступления, то нет и расследования.

Я мог бы еще долго писать пространные рассуждения на тему сюжета книги, друзья, но просто не вижу смысла. На мой взгляд это одна из лучших работ писательницы, связанных с учебными заведениями Англии. И одни из самых живых и противоречивых персонажей, которые бесят своим консерватизмом, но которые в тоже время поражают готовностью пожертвовать собой ради тех идеалов, которые они защищают и отстаивают. Странные и удивительные люди, которых носят в себе как добрые, так и отрицательные начала.

Действительно живые персонажи, а не оживленный картон.

Я с БОЛЬШИМ удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую эту историю всем для самостоятельного прочтения. А там и будете решать - понравилась она вам или нет.

Пять баллов из пяти.