Задача у гальванического цеха такая же, как и у всего механосборочного производства, – безусловное выполнение гособоронзаказа. Подразделение работает в особом режиме, значительно увеличив объемы производства.
– Гальваника – это нанесение металлических покрытий на детали для предохранения их от коррозии, – поясняет начальник цеха 690 Павел Шумаков. – Мы выполняем заказы как для механосборки, так и для вагонников, инструментальщиков, производства нестандартизированного оборудования. Сотрудничаем с Уралкриомашем, участвуем в изготовлении деталей для космической отрасли – гальваника обеспечивает защиту от воздействия агрессивных сред.
В цехе – два основных участка: химпокрытий и гальванический. Деталь начинает свой «маршрут» с подготовки к нанесению покрытий – обезжиривание, затем травление. И только потом уже можно наносить покрытие. Химические покрытия (оксидирование, фосфатирование) получаются под воздействием химических реакций, а гальванические – под воздействием электрического тока. В цехе 690 большое разнообразие гальванических покрытий: цинкование, хромирование, серебрение, меднение, никелирование и другие. Каждое покрытие выполняет свои функции. Например, хром наносится для повышения износостойкости, а серебро – для повышения электропроводимости.
Гальваников, травильщиков, корректировщиков ванн обучают на рабочих местах. Завораживает сам процесс: тусклый металл благодаря специальным покрытиям обретает цвет и оттенок – серый, зеленый, желтый, красный и так далее. Освоить профессию гальваника непросто: нужно не только соблюдать технологию, но и чувствовать сам процесс, чтобы получалось качественное покрытие деталей. Этому учат опытные наставники – старший мастер Ольга Кордюкова, сменные мастера Галина Телепова, Татьяна Сайфутдинова и другие.
– В цехе работаю 32 года, – рассказывает Ольга Геннадьевна – Начинала гальваником, получила высокий производственный разряд, и мне предложили должность мастера. Работа интересная: через руки гальваника проходит множество деталей, и каждую нужно «пощупать», «погладить», сделать из чумазых «конфетки». Труд специфический, поэтому случайные люди здесь не задерживаются, а другие остаются на долгие годы.
Стаж гальваника Светланы Хацкевич – около
20 лет. На наши вопросы заводчанка отвечала, не отрываясь от работы – нанесения защитного лака на поверхности деталей, которые не подлежат анодированию. Процесс кропотливый, требует терпения и аккуратности.
– Похоже на домашнее рукоделие, – подмечает Светлана Леонидовна. – Нравится делать из замасленных деталей такую красоту. Горжусь, что многие мои ученики работают наравне и даже лучше меня. Так, Ирине Вакутиной, которая совсем недавно освоила профессию гальваника, могу спокойно доверить выполнять работу самостоятельно.
Глядя на корректировщика ванн Татьяну Стороженко, можно легко догадаться, что работает она в гальваническом цехе. В ее афрокосичках – фиолетовые пряди такого же оттенка, как и защитный лак на линии анодирования. Во время работы Татьяна убирает прическу под косынку, но для фотографии позировала во всей красе!
– Сначала я устроилась на травильный участок, потом перевелась на корректировку, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Мы следим за составами растворов во всех ваннах, отбираем пробы и относим на анализ, от нас зависит качество покрытия деталей.
Свой гальванический участок есть и в термическом цехе 680. Это обусловлено территориальным расположением подразделений механосборки. Например, в цехе 160 изготавливают узлы и детали для спецтехники, на которые нужно оперативно нанести гальваническое покрытие. Цех 690 в свою очередь обслуживает корпус механических цехов и механосборочный цех № 3.
– Сознательность в коллективе высокая, – отмечает Павел Шумаков. – Причем это касается не только опытных рабочих, но и новичков: все понимают важность поставленной задачи – выполнить ГОЗ в полном объеме и в намеченные сроки, тем самым помочь Российской армии.
Текст: Марина Карачева.
Фото: Алексей Гилев.