Найти тему

Великое китайское замещение и борьба с «серыми» дилерами: как изменился отечественный авторынок

Массовый уход западных производителей автомобилей, с чем многие уже смирились, не отнял у сферы жесткой конкуренции. Правда, теперь на арене не условный «немец» или «японец», а Китай и Россия. Какие еще тенденции характерны для современного отечественного авторынка, обсудили эксперты Авито Авто на конференции «Высшая передача».

Руководитель группы по работе с ключевыми клиентами Авито Авто начал свое выступление с аналитики сегмента новых автомобилей. Исторически машины, шины которых еще не успели соприкоснуться с асфальтобетоном, всегда росли в цене. Но не в этот раз, ведь по сравнению с маем прошлого года средняя стоимость уменьшилась на 3,2%. Кроме того, российский авторынок продолжает пополняться Китаем, рост продукции которого составил почти 43%. Догоняющий сегмент – отечественные производители (31%). Оставшиеся 26% - это все остальные бренды. Растет конкуренция, меняются поведенческие стереотипы покупателей.

- Основная тенденция – это рост спроса и предложения на китайские бренды. При этом поведение покупателей меняется медленнее. Доля объявлений выросла в три раза, а доля контрактов - в два раза. Это означает, что предложений больше спроса на них. Здесь логичны как раз-таки поведенческие стереотипы: это работа с покупателем, рассказ о том, что за автомобиль такой делают в Китае, что он комфортабельный, интересный и на нем можно ездить. Китайские автомобили активно отвоевывают долю у отечественных производителей, - отметил спикер.

В свою очередь руководитель по развитию бизнеса «Автохаб» подчеркнул, что в Татарстане не угасает любовь и интерес к бренду LADA. Чтобы проследить эту тенденцию, достаточно посмотреть на статистику появившейся год назад услуги Авито Аукцион для частных продавцов. Раньше физические лица для того, чтобы продать автомобиль, просто выставляли объявление на сервисе. Но канал аукциона позволяет пользователю не получать звонки от покупателей, а просто выставить авто на торги. Следовательно, за «железного коня» борются уже не такие же пользователи Авито, а официальные и неофициальные дилеры в регионе. По данным канала, первое место по популярности занимают корейские бренды – Hyundai и Kia, а следом за ними – ранее упомянутая российская компания.

-2

- Через два часа физическое лицо просто у себя в кабинете получает предложения от дилеров и нажимает «Выбрать победителя». Дилер приезжает и покупает этот автомобиль. На сегодняшний день ежемесячно более 400 клиентов продают машину в Татарстане благодаря этому каналу, при том, что публикуют объявления порядка тысячи человек. И это не самая большая доля. Есть регионы, где мы запустились раньше. Там продавать самому автомобиль стало уже не очень популярно. Все начали использовать канал аукциона именно потому, что это отсеивает тех клиентов, которых ты не хотел бы видеть. Здесь, в Татарстане, LADA – это популярный бренд. И дилеры, которые продают его, чувствуют себя комфортно. Покупают как с пробегом, так и новые машины, - поделился собеседник KazanFirst.

В 2022 году дилеры в России продавали 21% автомобилей с пробегом. Все остальные сделки проходили между частными пользователями и профессиональными продавцами. Ключевая ставка Авито Авто в ближайшие 3-4 года совместно с дилерским сообществом увеличит показатель до 40%. Такое решение эксперты приняли, обратившись к более развитым автомобильным рынкам. Например, в Европе таким способом продается 70% машин. Плюс ко всему, для пользователя это хорошая возможность получать более хороший клиентский опыт - если с автомобилем что-то не так, в дилерский центр можно вернуться, подчеркнул руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Авито.

-3

Кроме того, в этом аспекте важно вспомнить про безопасность. Целых 80% клиентов готовы внести предоплату за автомобиль, если дилер предоставит им итоги диагностики, отчет Автотеки и гарантирует цену.

- Мы продолжаем блокировать «серых» дилеров. Есть блокировки временные, которые проходят каждый месяц, а для нескольких крупных компаний доступ закрыт навсегда. Последняя масштабная блокировка была в ноябре 2022 года – приостановили деятельность порядка 15 дилерских центров. За все время блокировки не избежали более 100 дилеров. У нас также есть система выездных проверок, когда мы проверяем, есть ли машина в наличии. В этом направлении работа не прекращается. Если дилер после блокировки начинает работать честно, сотрудничество продолжается. В противном случае, вне зависимости от рекламного бюджета, работа останавливается, - добавил спикер.

-4

Что касается параллельного импорта, наибольшее число покупателей отдают предпочтение Audi Q7. Далее идут такие модели, как BMW X7, Mercedes-Benz G-Класс, Volkswagen Touareg, Skoda Superb, Kia Seltos, Lexus LX, Hyundai Tucson, Chevrolet Cobalt и Mitsubishi L200. Автомобили с пробегом традиционно продолжают расти в цене – плюс 21% год к году. Спрос на них стабилизировался и достиг отметок февраля 2022 года. Срок эксплуатации машин сегмента до 4 млн рублей сократился на 13% - такие авто стали продаваться быстрее. Клиенты сервиса начинают кратно больше переходить на диалог с продавцом в чатах. По словам Иванова, не реагировать на это – терять половину трафика. Сегодня 70% покупателей предпочитают не звонки, а письменную коммуникацию. Вот такие они, современные интроверты.