Озёрная школа» (англ. Lake Poets) — условное наименование группы английских поэтов-романтиков конца XVIII — первой половины XIX века, названной так по Озёрному краю — месту деятельности её важнейших представителей: Вордсворта, Кольриджа и Саути. Другое название этой троицы — лейкисты, от англ. lake — «озеро».
Во второй половине XVIII века легкомысленное и причудливое барокко сменил надменный классицизм, который во главу угла ставил веру в разум человека.
Считалось, что человеку разумному все подвластно. Человек просященный обуздает животное внутри себя и покорит природу.
Вдохновение классицисты черпают в античном искусстве, что особенно заметно в архитектуре: колонны, портики, мраморные статуи... Простота и симметрия.
В литературе классицисты тоже всё стремились разложить по полочкам: разработали систему стилей и жанров. Высоким штилем, например, следовало писать оды просвещенным монархам, низким - комедии, высмеивающие глупость и невежество (вспоминаем "Недоросль" Фонвизина).
В общем, тоска...
И уже к концу XVIII - началу XIX века классицизм молодежи наскучил.
Ужасы французской революции поставили под сомнение разумность человека, а последующее воцарение Наполеона заставило задуматься над ролью неординарной личности в истории.
Романтиков тяготила унылая реальность, в которой всё увереннее обживалась пошлая буржуазия. Одни искали спасение в Средневековье, другие - в экзотике дальних стран: Восток, сражающаяся за независимость Греция, Испания и т.д.
Мятежные романтики жаждали бури. Их интересовали крайние проявления человеческой природы: злодеи, бунтари, разбойники и прочие падшие ангелы.
Однако были и другие романтики, стремившиеся найти "другой мир" вдали от городской цивилизации.
В своих стихах Вордсворт воспевает малую родину - Озёрный край. Здесь, среди простой сельской жизни и красот природы душа поэта находит свой рай на земле.
Сам термин "Озёрная школа" возник в 1800 году, когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 году Колридж и Саути были названы ее членами.
Идеи, высказанные Вордсвортом в «Предисловии к «Лирическим балладам», есть первый манифест романтизма в английской литературе. Вордсворт говорит о необходимости для поэта воспринимать будничное и обычное как что-то удивительное и возвышенное, о воображении, о соотношении чувства и ума в поэзии.
Лейкисты ("lake" - озеро) в своих произведениях выходили за устоявшиеся литературные нормы, отрицали помпезность и строгость классицизма. Вместо описания грандиозных подвигов великих исторических личностей и масштабных событий, они обратились к теме жизни простых людей, крестьян, а также к мистицизму. Их внимание было обращено уже не на внешние действия человека, а на его внутренние переживания.
Стремясь максимально приблизиться к обычной жизни, Вордсворт отказывается от возвышенной лексики, обильно снабжая свои произведения просторечиями и элементами фольклора, приближает его к живой разговорной речи.
Одно из самый известных стихотворений Вордсворта - "Нарциссы" :
Перевод "Нарциссов" С.Я. Маршака:
Я шел неведомой тропой,
Как тучка в небе, одинокий.
И вдруг у ног моих толпой
Зашелестели златооки
В тени листвы у синих вод
Нарядный, зыбкий хоровод.
Как звёзд бесчисленных огни
Сверкают, в путь сливаясь млечный,
Над краем озера они
Бежали цепью бесконечной.
И все, качая головой,
Плясали резвый танец свой.
Кружились волны невдали
В лучах, но блеском и задором
Их златооки превзошли…
Глядел я долгим, жадным взором,
Не зная сам, как много дал
Мне их нежданный карнавал.
Как часто, часто с этих пор,
Когда грущу я одинокий,
Вдруг ослепят духовный взор
Дрожа, волнуясь, златооки.
Вновь сердце радости полно
И пляшет с ними заодно!
Продолжение следует ...