Председатель правительства России в ходе рабочей поездки в Казань подчеркнул важность развития производства в РФ пассажирских самолетов, таких как Ту-214. Федеральный чиновник в сопровождении раиса Татарстана посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова, чтобы лично выяснить, как развивается проект запуска серийного производства воздушных судов для нужд российской авиации. В этом рейде также участвовали зампред правительства – министр промышленности и торговли РФ и министр финансов РФ .
Мишустин напомнил, что годом ранее по поручению президента РФ утвердили комплексную программу развития авиатранспортной отрасли, которая предусматривает, что до 2030 года произведут более тысячи гражданских воздушных судов.
– Особая роль у Казанского авиазавода. В течение полутора лет – в 2025 году – он должен выйти на выпуск десяти Ту-214 ежегодно, – напомнил глава правительства РФ, добавив, что спрос на такую технику сейчас гораздо выше. – Главное преимущество этой модели – полная оснащенность отечественными комплектующими, включая российские двигатели ПС-90А. Важно наращивать строительство таких лайнеров.
Понятно, что едва ли не главный вопрос здесь упирается в деньги конкретно для КАПО. В этом плане радостную весть принес Антон Силуанов. По его словам, Владимир Путин распорядился выделить из Фонда национального благосостояния 41,8 млрд рублей на развитие производства Ту-214.
– Исходя из того, что мы увидели, я рассчитываю, что Казанский авиационный завод справится с большим объемом, – поделился спикер.
Он уточнил, что решение о выделении средств позволит в ускоренном темпе осуществлять технологическое оснащение производства – до 27,4 млрд рублей, строительство и реконструкцию складских помещений – 22,3 млрд рублей, закупить тренажеры и оказать поддержку по производственным мощностям предприятия – 10 млрд рублей.
– Необходимые средства – примерно 83 млрд, то есть ещё около 42 млрд рублей. Это могут быть облигационные займы госкорпорации Ростех, которые можно выпускать до 15 лет с доходом 1,5% годовых для финансирования проекта. Ждем от вас производства 20 лайнеров ежегодно, – заключил Мишустин.
Управляющий директор компании «Туполев» сообщил, что самолет Ту-214 соответствует современным требованиям гражданской авиации и имеет высокую степень локализации производства – 87%.
– Подтвержденная потребность в самолетах Ту-214 уже сегодня составляет до 150 единиц на период до 2032 года. Из которых на 20 самолетов есть твердые контракты, на 67 самолетов подписаны соглашения о намерениях и на 61 самолет имеются заявки от потенциальных заказчиков, – заявил Королев.
По его словам, для выхода к 2027 году на темп производства 20 единиц Ту-214 ежегодно на заводе уже разработаны планы по расширению и модернизации производства, импортозамещения и цифровизации.
– Все вопросы на контроле. Реализуем поставленные задачи, – подтвердил Минниханов. – Самое главное – сдаем большой цех, где сможем развернуть производство самолетов Ту-214. Финансовые вопросы решим. Детально проработали, где и какое оборудование закупается, какие нужны помещения и здания. Мы это возьмем под контроль и будем реализовывать.
Гостям завода показали салон самолета Ту-214 – Мишустин осмотрел его и прошел в кабину пилота, в которой могут работать два пилота и бортинженер, параллельно опросив работников предприятия об оснащении воздушного судна. На вопрос о том, когда Ту-214 будет предназначаться для двух членов экипажа, сотрудники КАПО ответили, что на это может уйти от года до двух.
– Мне кажется, что здесь есть что модернизировать. Но надежность и в принципе российские разработки, которые с самого начала были, здесь очень важны, – отметил Мишустин.
– Boeing отдыхает, – похвалил воздушное судно Рустам Минниханов.
Мишустин напомнил, что правительство России оказывает авиационной отрасли максимальную поддержку. В частности, реализуется отдельная государственная программа, на мероприятия которой в этом году предусмотрено 40,5 млрд рублей и примерно столько же на следующий год.
– Эти средства пойдут, в том числе, на модернизацию производства, на создание перспективных двигателей и другие проекты, – заявил он.
Субсидируются также научно-исследовательские и конструкторские работы по приоритетным направлениям авиастроения. В трехлетнем бюджете на эти цели заложили более 90 млрд рублей, из них на этот год – около 37 млрд рублей.
По его словам, власти России уделяют повышенное внимание авиапрому – «стратегически системообразующей отрасли». Мишустин напомнил, что Путин поставил задачу развивать отечественную авиацию, строить и эксплуатировать суда российского производства, что «особенно важно в условиях того давления, которое испытывает промышленность».
– Необходимо снизить зависимость от зарубежных материалов и комплектующих и наладить выпуск отечественных машин, расширить их линейку. Тем более что спрос на них огромный и нашим компаниям нужны современные лайнеры для транспортировки грузов и пассажиров, – отметил Мишустин.
Требуются как небольшие модели для внутрирегиональных перелетов, так и дальние и средние магистральные воздушные суда, и на этом фронте уже есть подвижки, поделился чиновник.
Рустам Минниханов в свою очередь отметил, что промышленность Татарстана продолжает развиваться благодаря запасу прочности, созданному в предыдущие годы, и оперативным мерам поддержки. Так, за прошлый год предприятиям республики было направлено 70 млрд рублей.
Раис напомнил, что с прошлого года Россия, и в частности Татарстан, подвергается беспрецедентным санкциям. Так, с января по май 2023 года ВРП республики, по оценкам, составил 1,4 трлн рублей, объем отгруженной продукции – 1,7 трлн рублей, инвестиций в I квартале привлечено порядка 156 млрд рублей, а объем строительных работ составил 161 млрд рублей с ростом на 10% в сравнении с 2022-м.
По убеждению Минниханова, чтобы снизить влияние санкций на экономику, важно достичь технологического суверенитета, и именно для этого в Татарстане развиваются новые производства, реализуются крупные проекты.
На встрече с работниками завода Мишустин подчеркнул, что важно сохранить традиции объединения «Туполева» и воплощать в жизнь новые идеи и разработки.
– Мы объездили очень много заводов, которые участвуют в кооперации по производству самолетов. Это заводы на Дальнем Востоке, в центре России. Мы знаем про Казанский авиационный завод очень много, но сейчас вживую увидели, что производите и как работаете. У вашего предприятия очень много перспектив, – сказал чиновник рабочим.
По его словам, современное производство подразумевает еще и создание комфортной среды для работников предприятия, поэтому важно благоустройство территории завода.
– Казань – красивый город, и многое для этого сделано. Смысл этих работ в том, чтобы людям нравилось, чтобы люди хотели, в том числе, прийти на завод, потому что красиво вокруг, – отметил он.
Здесь Мишустин рассказал собеседникам про один приятный бонус – правительство оказывает помощь в решении жилищного вопроса работникам оборонно-промышленного комплекса. По словам Мишустина, для таких кадров предусмотрено субсидирование до 50% стоимости аренды жилья.
В Татарстане в этой программе участвуют 17 предприятий. Мишустин сообщил, что даст поручение Денису Мантурову рассмотреть возможность включения в нее и Казанского авиазавода. Он также отметил, что для привлечения кадров в ОПК правительство компенсирует таким предприятиям часть затрат на зарплаты сотрудникам, которые переезжают из других регионов.
Спикер отметил, что считает профессию инженеров сегодня одной из важнейших в стране.
– Безусловно, все профессии важны. Но бывают времена, когда что-то становится крайне важным, и сегодня это инженеры и технологи, – подчеркнул Мишустин.