Обреченный батискаф «Титан» взорвался и убил свой экипаж так быстро, что пять человек на борту «так и не узнали, что произошло», сказал вчера вечером моим американским коллегам эксперт по подводным аппаратам.
Вчера, как вы помните, были найдены обломки подводного аппарата OceanGate Expeditions «Титан», подтверждающие, что все находившиеся на борту погибли.
Береговая охрана, как я уже писал, заявила, что множество обломков на дне океана, найденных в 1600 футах от носа «Титаника», означает: судно могло подвергнуться «катастрофическому взрыву» через некоторое время после того, как в воскресенье с ним бы потеряна связь через 1 час и 45 минут после начала погружения к месту крушения «Титаника» на глубине почти 4 км.
К тому времени, когда связь с ним была потеряна, судно находилось бы всего в 3 км под поверхностью океана, сообщили эксперты, и в этот момент огромное давление воды привело к тому, что любая крошечная слабость, трещина или разлом в корпусе подводного аппарата могло привести к его мгновенному взрыву.
Эксперт Офер Кеттер сказал, что взрыв в таких случаях, когда что-то пробьет корпус судна, приведя к потере давления, происходит в течение миллисекунды, если не наносекунды.
«Так что они даже и не узнали, что это произошло, — сказал он о пяти жертвах. — Что на самом деле очень позитивно в этой крайне негативной ситуации».
«Это произошло мгновенно — еще до того, как их мозг смог послать телу сообщение о том, что они испытывают боль», — рассказал моим коллегам Кеттер, соучредитель частной компании по производству подводных аппаратов Sub-Merge из Коста-Рики.
Тела пятерых исследователей подводной лодки — Сулемана Давуда, 19 лет; его отца, бизнес-магната Шахзаде, 48 лет; британского миллиардера Хэмиша Хардинга, 58 лет; знаменитого исследователя «Титаника" Поля-Анри Наржеоле, 77 лет; и основателя и генерального директора OceanGate Стоктона Раша, 61 год — вряд ли будут найдены.
Учитывая разброс обломков, найденных на дне океана, эксперты сходятся во мнении, что батискаф, скорее всего, взорвался во время спуска к месту крушения в воскресенье, примерно в то время или вскоре после того, как он потерял контакт с поверхностью.
Давление воды на такой глубине океана составляет около 6 тонн на квадратный сантиметр, но «Титан» был спроектирован так, чтобы его корпус из углеродного волокна и титана выдерживал это чудовищное давление.
Доктор Питер Гиргис, океанограф и профессор Гарвардского университета, сравнил подводный аппарат с аквалангом.
«Когда баллон для подводного плавания переполнен, — сказал он моим американским коллегам, — есть предохранительное устройство, которое очень быстро выпускает газ. По крайней мере, таков план. Когда вы берете эквивалент баллона для подводного плавания и хотите, чтобы он выдерживал давление, это совсем другая история, потому что если вы выходите за пределы прочности судна, то оно сминается или разрушается».
Что касается самого взрыва, он добавил: «Мы склонны полагать, что они [происходят] быстро и, как правило, полностью разрушают аппарат, но я хочу еще раз подчеркнуть, что точно мы этого не знаем».
Любой дефект или любой вид утечки как изнутри, так и снаружи батискафа приводит к имплозии — противоположности взрыву, — когда давление, окружающее объект, вдавливается в него.
Гиргис, также адъюнкт-океанограф по прикладной океанотехнике и физике в Океанографическом институте Вудс-Хоул, сказал, что подводные аппараты и другие подобные суда или устройства подвергаются испытаниям под давлением и часто требуют факторов безопасности, чтобы оборудование могло выдержать большее давление, чем то, с каким оно, вероятно, столкнется.
«То есть, если вы выполняете работу на заданной глубине, то должны спроектировать батискаф так, чтобы он выдерживал давление как минимум в полтора-два раза большее, в зависимости от страны, установленных там норм и т.д., — сказал Гиргис. — Мы закладываем эти коэффициенты безопасности, затем тестируем их... часто до 10 раз».
Кеттер согласился и отметил, что ожидается, что подводные аппараты будут построены, испытаны и герметизированы так, чтобы выдерживать давление на глубинах, превышающих те, которых они, вероятно, достигнут. Это предотвращает случаи, которые Кеттер сравнил с попыткой «полететь на воздушном шаре на Луну». «Это совершенно невозможно».
Как выяснили мои коллеги, Общество морских технологий направило Рашу в 2018 году письмо, в котором предупредило главу OceanGate о чрезвычайной важности того, чтобы его аппараты проходили надлежащее стороннее тестирование перед отправкой на такие глубины для обеспечения безопасности пассажиров. Но Раш якобы отказался это сделать.
Расследование того, что привело к взрыву батискафа, продолжается, и на данном этапе нет никаких доказательств, указывающих на ошибку со стороны OceanGate, и также возможно, что из-за характера аварии заключение может никогда не быть достигнуто.
Кеттер сказал, что взрывов «не должно происходить, потому что мы знаем, как строить подводные аппараты так, чтобы они не взрывались. Когда происходят взрывы? Честно говоря, когда инженеры ошибаются в своих расчетах. Когда либо конструкция, материал, испытания, уплотнения — любая другая часть подводного аппарата, предназначенная для погружения на такую глубину, — была спроектирована неправильно и не выдержала давления, на которое была рассчитана».
Кеттер также сказал, что «крайне редко” авария вызвает прокол корпуса и приводит к его взрыву.
«Сегодня довольно знаменательный момент, когда мы размышляем о гибели пяти человек в этом подводном аппарате, — заключил Гиргис. — И это заставило многих из нас задуматься о том, как мы подходим к исследованию океана».
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)