Ох, писали же древние, что эпигоны портят всё. :) Но если берутся талантливые люди, то эпигоны становятся очень даже ничего, только один вопрос возникает «зачем?»
Сначала я подсел на Успенского, потом через «Посмотри в глаза чудовищ» и на Лазарчука. Лет через десять я во втором разочаровался, но вот с первым не расстался.
Но как сказал продавец фантастики Георгий: «Они друг друга заражают...» В соавторстве этих двух некогда красноярских писателей получаются совершенно нетипичные для каждого произведения. Если в «Благих знамениях» ты понимаешь, где там кидал идеи Гейман, а где Пратчетт. То у Лазарчука и Успенского это не понятно. Это совершенно другие произведения.
Что касается сюжета, то это параквел романа Стругацких «Обитаемый остров». Если мы в процессе узнаём, что Максим Камеррер нашёл планету не первый в рамках ГСП, то мы узнаём из параквела, что даже Сикорски — он же Странник — не единственный. Есть там Поль Гнедых*, который также нашёл Саракш (потерпел крушение) и погиб там. Оставив местным подросткам тему для размышлений. Так что потом оказывается, что Странники — не единственные прогрессоры на Саракше. Поль Гнедых стал им случайно.
Во многом эта трилогия — попытка показать мир Саракша глазами аборигенов. Если Камеррер становится жителем и наблюдает как люди начинают любить Страну Отцов под излучением Башен Противобаллистической Защиты, поскольку оно на него не влияет, то тут-то как раз влияет... до определённого момента.
Причём в течение всей трилогии герои вырисованного мира взрослеют: первая книга похожа на Сэлинджера (сами понимаете какая книга), то постепенно превращается в военные приключения. Если вам мало книги «Обитаемый остров» и фильмов по ней, то почитайте «джакч«. Эта вещь для фанатов. Если есть фэнмуви, то это самая настоящая фэнбукс.
А что в романах плохого? Фантазия. Её почти нет. Если Стругацкие писали похожую на Землю XX века**, только с ядерной войной и излучением патриотической направленности, то Лазарчук и Успенский это добили. На обложке издания 2018 года человек сидит на обломках »Шаши», то параллелей столько, что разница между Саракшем заключается в астрономии, географии и истории. Биология и прочие науки те же. Тут фантазия не разгулялась. И возникает только вопрос: «А почему Саракш?» Почему не альтернативная Земля? Ответ тут прост: для фанатов. Эта книга для тех, кому не хватает объёмов «Обитаемого острова». Как вся серия «Сталкер», к которой приложил руку Успенский. Хотя по мне, так книга закончена более чем.
* Пришлось гуглить. Память подводила, кто это такой. Это герой «Возвращения» и «Беспокойства». В «Возвращении» он вырастает и становится космонавтом, случайно убивает разумного пилота космического корабля. А тут он полетел куда-нибудь и был сбит ракетой при посадке (как и Максим).
** Настолько похожим, что цензоры попросили изменить фамилию главного героя с Ростиславского на Камеррера.