Найти в Дзене

Божественные Матери в Индуизме

На Востоке мы увидим множество образов Вселенской Матери.

Каменный барельеф, высеченный тысячу лет назад в индийском пещерном храме, представляет собой поразительное свидетельство о Боге Отце-Матери. Это изображение Великого Бога Шивы андрогинным существом – наполовину мужчиной, наполовину женщиной. Известное как Ардханаришвара («Господь, который и мужчина, и женщина»), это изваяние Шивы, находящееся на Слоновьем Острове, представляет собой человека, левая сторона которого имеет все признаки женщины, а правая – мужчины. Это изображение свидетельствует, что Бог представляет Собой союз двух разнополярных, но взаимно дополняющих друг друга сил.

Дэвид Фроли, переводчик и толкователь индуистских писаний, пишет:

«Небо и Земля как Божественные Отец и Мать представляют собой основу космогонии древних, Отец-Небо и Мать-Земля. В этом смысле они не просто миры, но трансцендентные Божественные принципы, проявленные через них. Отец, с его невинным, бесхитростным Разумом, – это Шива, верховное Существо. Мать, обладающая великой Силой, – это Шакти, верховная сила Сознания. Они податели милости Небес и Земли. Мир природы – это видимый дар, который они приносят нам, дабы пробудить в нас стремление к бессмертию их высшей природы».

Термин «Шакти», который использует Фроли, говоря о Матери, означает «энергия», «мощь», «сила». Он говорит, что индуисты видят в Божественной Матери динамическое проявление энергии Бога. Шакти – это еще и сила, сотворившая вселенную, воплощенная сила ее мужского двойника. Ее роль по отношению к партнеру не является подчиненной, она выполняет хотя и иные, но необходимые функции, будучи проводником Божественного потенциала Духа в Материю. Вселенная погибла бы без этого взаимного уравновешивания энергий.

Божественная Мать в индуизме – это еще и Слово, великая сила Брахмана, который высвобождает силу, мудрость и любовь индуистской троицы, которую являют Брахма, Вишну и Шива.

Подобно четырем лепесткам чакры основания позвоночника, существуют также четыре основных проявления пламени Матери – Сарасвати, божественное дополнение Брахмы, Лакшми – божественное дополнение Вишну, Кали и Дурга – божественные супруги Шивы. Каждая из них имеет свое уникальное качество, через которое высвобождается свет Духа в материальный мир.

Так Сарасвати высвобождает из чакры основания позвоночника знание о законе Отца. Лакшми высвобождает просветление Сына и открывает путь к изобильной жизни и мудрости. Кали – неистовая Мать, истребляет и изгоняет демонов, атакующих ее детей. Она связывает и изгоняет демонов, обитающих в подсознании и вызывающих негативные эмоции, такие как страх и тревога. Дурга также выступает как истребляющая зло, но делает это более деликатно. Многорукая, она высвобождает свет Святого Духа, чтобы оказать нам духовную помощь, также как земная мать помогает нам, выполняя много дел.

В индуизме Божественная Мать почитается в форме многих Шакти – супруг различных богов, которые в действительности представляют многочисленные добродетели и принципы единого Бога. Истинный индуизм не является многобожием, он живо изображает многочисленные грани божественной личности, мужские и женские, но признает лишь единого Бога, одно верховное Божественное Начало – Брахмана.