... Делали это грузинские кинематографисты совместно с Советом Министров СССР. Видимо, даже по специальному заказу товарищей министров. Фильм получился с тонким юмором. Настолько тонким, что мы оценить его - и вообще понять, на что нам в нём намекают! - смогли лишь спустя полстолетия.
Следите за хитроумным советским троллингом. В 1969-1972 годах НАСА якобы отправляет на Луну множество пилотируемых миссий. Советское руководство, явно имея зацепки, что эти полёты являются липовыми, одной рукой шлёт поздравления успешным лунонавтам, принимает их в гостях и вообще делает вид, как круто Америка обскакала СССР - а другой рукой получает автозаводы, полубесплатное зерно (миллионами тонн), строит экспортные газо- и нефтепроводы.... и ещё снимают фильм Резо Габриадзе "Пари".
Короткометражка (длительностью 26 минут) вышла ни раньше, ни позже, как в 1974 году! Уже чувствуете, да, как интересно время её создания примыкает к периоду "Лунной Аферы"? Миссии Аполлонов недавно закончились, а вот совместный полёт "Союз-Аполлон" ещё не произошёл... и, наверное, после этого события такая пародия на американцев была бы невозможна. Зато в некий переходный период, в безвременье, выход подобного фильма оказался очень кстати!
Сюжет фильма прост, но это только на первый взгляд:
Пока Бесо, водитель дорожной машины, наносящей дорожную разметку, отдыхает на привале, его коллеги по бригаде Авесалом и Гигла находят на обочине кусок рельсы в пару метров длиной и спорят, можно ли дотащить его на себе до города — на расстояние 7 километров, по грузинской жаре и без остановок.
Если вы уже задержались взглядом на первых стоп-кадрах из фильма, то сразу обратили внимание на... колесо и брызговик бригадного автогаджета. Напоминает кое-что, да ведь? Ну конечно, ещё как напоминает :)
Пока неутомимые дорожники тащат этот рельс в город, мы успеем обнаружить в короткометражке Р.Габриадзе целый ряд аллюзий в адрес американцев на Луне.
Прежде всего, это сам лунный дорожный ровер.
Разумеется, не надо искать прямого сходства - ведь и сам режиссёр придерживался комедийного направления, и его заказчики в совете министров явно не хотели бы тыкать американцам в чувствительное место, ведь сделки с Западом по прикрытию Лунной Аферы уже шли полным ходом!
Зато мы видим массу забавных намёков.
Это и экипаж дорожной машины из трёх человек (причём в фильме в разных ситуациях они постоянно делятся в соотношении 2 человека и 1 человек - как и экипажи миссий "Аполлонов", в которых на Луну высаживались двое астронавтов, а третий оставался на окололунной орбите в командном модуле.
Это и холмистая местность, подозрительно напоминающая ландшафт Луны...
И яркое, жгучее, ослепляющее солнце...
И астронавты дорожники в своей спецодежде, которая точно также перемазана, как нам демонстрировала НАСА испачканные скафандры своих героев-лунонавтов...
Это и покатушки на ровере
.... И, конечно же, бессмысленная в обоих случаях работа.
У Габриадзе незадачливые работяги тащат тяжёлый рельс (они еще не знают, что в конце своего маршрута напорются на бдительного милиционера, который не сочтёт рельсу бесхозной и заставит их нести обратно), у фон Брауна - астронавты, непонятно для чего гоняющие на луномобиле по неровностям лунной поверхности и собирающие в мешки десятки килограммов камней (большая часть из якобы собранных до сих пор законсервирована и НАСА никому не выдаёт эти образцы, аргументируя сохранением для будущих поколений.... каких, нафиг, будущих?! Будущие поколения и сами слетают на Луну и наберут себе реголита сколько нужно).
Завершается фильм режиссёра Габриадзе иронично: ловкачи-дорожники не достигли успеха в своей затее и даже вынуждены тащить рельс назад. Принудил их к этому, как мы уже отмечали выше, бдительный советский милиционер. (Видимо, это намёк на руководство СССР, которое не дало себя одурачить заокеанским прохиндеям).
Ну и финальный титр, который ещё раз даёт нам подсказку, какие органы в СССР были задействованы в создании этого кинопроизведения, кажущегося легкой комедией.
Ну и в завершение ещё несколько кадров для вас о житье-бытье грузинских астронавтов дорожников в далёком 1974 году - ровно пятьдесят лет назад! :)