В таком консервативном течении как старообрядчество может показаться удивительным наличие храмов с готическими мотивами. Стрельчатые формы, фиалы и другие детали со 2-й половины 18 века все чаще появляются в облике православных храмов. Такие примеры есть и у старообрядцев, хотя и значительно реже.
В екатерининское время готические формы скорее ассоциировались не с иноверческой архитектурой, а воспринимались как синоним старины. Они появляются при строительстве и реконструкции храмов разных конфессий. В то же время велико влияние классицизма.
«Таким стрельчатым образом старообрядцы пытались показать свою оппозиционность официальной церкви, которая как раз предпочитала новоевропейский классицизм. Стрельчатость, готический вкус маркировал древность как таковую, причастность к старому укладу жизни. Похоже относились к готическому вкусу в оформлении имений и в Англии 18 века», – комментирует искусствовед Сергей Хачатуров.
В ранней русской неоготике удивительным образом переплелись элементы европейской готики, классицизма, русской и восточной архитектуры. Особенно в работах московской архитектурной школы Василия Баженова и его учеников.
Преображенская слобода
Один из старообрядческих центров сложился в районе Преображенской слободы (сейчас в черте Москвы). В 1784-1790 годах была построена Успенская соборная часовня с богатым каменным декором, вероятно, по проекту архитектора Федора Соколова.
В начале 1800-х годов Соколов также возводит часовню Николая Чудотворца на Преображенском кладбище и надвратный корпус богадельни. В их архитектуре обыграны не только готические мотивы, но и характерные баженовские кокошники.
Первоначально здесь действовала мужская обитель, обнесенная каменной оградой с угловыми башнями с готическими мотивами. Около 1806 года была построена женская обитель с детскими, больничными палатами, новой моленной и оградой с башнями. Всего порядка 20 построек – почти все с элементами готики!
Старообрядчество возникло во второй половине 17 века. Патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича задумал политический ход – привести русский обряд в соответствие с греческим (как на Балканах, Ближнем Востоке, Левобережной Украине), объединив народы.
Креститься тремя перстами (вместо двух), крестный ход вести против солнца/ часовой стрелки, «аллилуйя» повторять трижды (было дважды). На греческий манер исправили разночтения в Евангелии, например, написание имени Иисус (было Исус).
Часть духовенства и мирян не приняли реформу, не разделяя обряд и веру. Особенно с учетом союза греков с католиками и Константинополем под властью турок. Реформы привели к расколу и гонениям. РПЦ сняла анафему лишь в 1971 году.
Староверы делятся на поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают священство не наделенным божественной благодатью, то есть нет необходимости в официальной иерархии. Община в Преображенском относилась к беспоповцам федосеевского толка – многочисленного и влиятельного течения. Здесь утверждали духовных отцов.
У поповцев совершать таинства и проводить обряды может только духовенство, а рукополагает священников епископ. С годами священники умерли, не было и епископа назначить новых, поэтому до середины 19 века у них служили беглые православные священники.
В 1866 году по воле Александра II на женский двор переселили обитателей мужского – на его месте основан Никольский единоверческий монастырь. Часть священников перешли из беспоповщев в поповцы. Единоверие – одно из течений поповцев под юрисдикцией РПЦ.
Тогда же к Успенской часовне пристроили церковь святителя Николая, опять же в формах ранней русской неоготики с затейливым декором (сейчас передана РПЦ). В конце 1870-х годов возвели неоготическую колокольню, вероятно, работы Ф.И. Горностаева.
Монастырь был закрыт в начале 1920 годов, кладбище расширено. Собрание Хлудовской библиотеки передано в ГИМ, часть икон – в Третьяковку.
В 30-х часть стен разобраны, но Успенская часовня передана новопоморцам. В других постройках были общежитие, пожарное управление, райпищеторг, Минавтодор. В 1980-х начата реставрация.
Рогожская слобода
Еще одним центром старообрядчества стала Рогожская слобода в Москве. Здесь уже обосновались поповцы. В конце 18 века при веротерпимой Екатерине II построен Покровский собор. А в 1804 году возведена зимняя церковь Рождества Христова.
Однокупольный храм с готическими мотивами построен по проекту Ильи Жукова, ученика Матвея Казакова. Интерьер украшали богатые росписи и иконы. В 1812 году разорившие монастырь французы оставили на образах следы сабельных ударов.
Община располагала широкими финансовыми возможностями, в нее входили главные купеческие династии страны — Морозовы, Рябушинские, Бутиковы, Рахмановы Пуговкины, Солдатенковы. Именно на Рогожском кладбище их фамильные захоронения.
В 1846 году в старообрядчество перешел сараевский епископ Амвросий и восстановил церковную иерархию. Событие вызвало гнев властей, алтари монастыря запечатали, а один из храмов отдали единоверцам. Литургии возобновились в 1905 году, Рогожская слобода стала центром проведения соборов.
В 1920‑е купол и ротонда храма Рождества пострадали при пожаре, росписи погибли. В 1929 году церковь закрыли, использовали под столовую, фабричные цеха, а в 70‑е здесь была база игральных автоматов Союзаттракциона. Комплекс вернули старообрядцам в 1995 году, реставрация Рождественской церкви длилась до 2012 года.
Старообрядческая неоготика в Подмосковье
С провозглашением в 1905 свободы вероисповедания году наступил некоторый ренессанс старообрядчества. Строятся новые старообрядческие храмы, в том числе в стиле неоготики – такие примеры есть в Подмосковье.
В 1907 году построена Успенская церковь в деревне Глазово (Серпуховский р-н), в 1911 году пристроена колокольня в том же стиле. В советское время здание пришло в упадок. В 2001 году руины передали РПЦ и законсервировали.
Деревянная Покровская церковь в деревне Новая с каменной колокольней была построена около 1910 года (сейчас в черте г. Орехово-Зуево). К сожалению, она утрачена в середине 20 века. Вероятно, обе церкви строились при участии купцов Морозовых.
Молельный дом в Меклекесе
Неоготика старообрядцев есть и за пределами Московского региона. В Мелекессе (Димитровград) в Ульяновской области чудом сохранилось здание молельного дома старообрядцев-беспоповцев. Небольшое здание выделяется фигурной кладкой.
Расцвет города связан с именем городского головы Константина Маркова, происходившего из старообрядцев. Строительство храма увязло бы в бюрократии, а вот содержать молельный дом в частном особняке не запрещалось. Он действовал в доме сестры чиновника. Община сохранялась до середины 1930-х годов.
Старообрядческий санаторий
В районе Кавминвод довольно много неоготических дач и санаториев. Здание в Ессентуках выделяется не только архитектурой, но и названием – «Старообрядческий санаторий Бугрова и Мальцева».
Санаторий открылся в 1906 году на средства хлеботорговцев – нижегородца Николая Бугрова и его родственника, балаковского магната Паисия Мальцева. Здесь бесплатно лечили крестьян, переболевших чахоткой.
Одно из свидетельств внутриобщинной связи и взаимовыручки. В советское время в здании работал санаторий Центрального управления соцстраха. Сегодня это санаторий «Исток».