Железобетонный шлюз на Черёмухе не входит в традиционные туристические маршруты. Приезжие и гости, даже знакомые с городом, долго не понимают, о чём речь - и не могут себе представить самого факта наличия сложного гидротехнического сооружения на такой небольшой и миловидной реке, как Черёмуха. И даже увидев его своими глазами с берега, путешественник не сразу поймет, что это такое.
Между тем, несколько бетонных полос, разрезающих устье реки Черёмухи, - это остатки одного из самых интересных инженерных гидросооружений своего времени. Первый в Российской Империи железобетонный шлюз был построен здесь, в Рыбинске, в 1913 году.
Стоимость строительства и ввода в эксплуатацию шлюза составила два годовых бюджета Рыбинска (!) - но откладывать строительство было нельзя. Город изо всех сил старался сохранить неофициальное звание “хлебной столицы России” после того, как появились железные дороги, и волжский водный путь перестал быть таким важным.
Для чего нужен был шлюз на Черёмухе, или как ее тогда называли - Черемхе? А для того, чтобы поднять уровень воды в притоке Волги и получить возможность размещать на зимовку, на обслуживание и на ремонт как можно больше судов. Второй важный момент - доступ к хлебным амбарам на берегах Черёмухи и возможность выгружать зерно напрямую на склады.
Построить шлюз получилось не сразу, на нём случались аварии, ломались ворота, но всё же, с 1914 года шлюз работал, и благодаря ему Черёмуха оставалась судоходной до 1970-х годов.
Сейчас от этого чуда технической мысли остались только камеры шлюза, залитые водой, и большой залив “городской ковш”, который использовался для разгрузки судов в хлебные амбары.
А наши гости, проходя шлюз на байдарках и сапах, могли бы и не заметить, что именно они проплывают. Если бы не наши неугомонные гиды!