Найти в Дзене
Андрей Песоцкий

Может ли капитал быть идейно русским?

Продолжатели дела Егора Просвирнина из "Обыкновенного царизма" выпустили текст с восхвалением свободы и неограниченной рыночной экономики, произрастающей из Российской Империи. По сути повторили ранние тезисы Егора, который был атеистом и либеральным националистом. Поздний Егор, напротив, критиковал "швабоду" и задумывался о том, что по-настоящему протестная русская молодёжь может загореться радикальным православием, сотрясающим основы современного мира.

"Царисты" же по-протестантски хотят, чтобы русские были богатыми и счастливыми, а не нищими, но с духовностью. Какими они предстают в книгах Достоевского.

Прекрасно - русские должны быть богатыми, мы все этого хотим, но есть разница между достатком и сверхбогатством. Бесконтрольный капитализм в XXI веке не объединяется с национализмом. Никак. Большие деньги оставленные без контроля, покидает родную гавань и становится глобальными. Из России, страны полупериферийного капитализма, они будет неизбежно утекать - туда, где находятся финансовые центры мировой гегемонии.

Классический пример - компания "Яндекс". Рыночники подают её как пример правильного капитализма, когда умные ребятки не просто приватизировали чужое, а построил с нуля достойную компанию. Однако на практике, до того, как российское государство взялось контролировать "Яндекс", он представлял собой
нидерландский бизнес гражданина Мальты, опирающийся на труд мигрантов и других бедняков. А где в этой схеме богатые русские, простите? Кроме горстки программистов.

Крупный капитал должен быть ограничен государством, иначе он никогда не будет идейно русским.

Андрей Песоцкий, кандидат экономических наук, доцент