Найти тему
Юрист Дмитрий Фоменко

Что фермеру делать с навозом?

Деятельность в области сельского хозяйства является не только трудной в физическом смысле, но и возлагает на сельскохозяйственные организации, крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей, граждан, содержащих личные подсобные хозяйства, обязанности знания и применения множества нормативных правовых актов, во избежание нанесения вреда гражданам, экологии, а также во избежание крупных штрафов.

Обязанность сохранения окружающей среды, а при наступлении неблагоприятных последствий возмещать вред экологии, возложена на всех граждан и юридических лиц Федеральным законом от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Одним из факторов, который может нанести вред окружающим, экологии и привести к крупным штрафам, является неумелое обращение с навозом, который является побочным продуктом сельскохозяйственных животных.

Как следует из Федерального закона от 14.07.2022 N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" побочными продуктами животноводства являются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

Федеральным классификатором каталога отходов (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242) (далее – Классификатор отходов № 242) навоз отнесен к отходам сельского хозяйства.

Согласно п. 9 приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов", код вида отходов имеет 11-значную структуру. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Так, согласно Классиификатору № 242 можно определить класс опасности навоза от различных животных.

Например, навоз крупного рогатого скота свежий, имеет код:
1 12 110 01 33 4, навоз крупного рогатого скота перепревший, имеет код:
1 12 110 02 29 5.

Соответственно, навоз крупного рогатого скота свежий относится к IV классу опасности, а навоз крупного рогатого скота перепревший относится к V классу опасности.

Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к IV классу опасности относятся малоопасные отходы, к V классу опасности относятся практически неопасные отходы.

В силу ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Федеральным законом № 248-ФЗ установлено общее правило, согласно которому побочные продукты животноводства не являются отходами, за исключением случая, предусмотренного данным законом.

Так, побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений.

Из этого следует, что в случае установления нарушений, федеральным органом в области экологических и санитарных требований, навоз признается отходом.

Статьей 7 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках. Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.

Аналогичные требования установлены ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Для различных видов сельскохозяйственных животных предусмотрены ветеринарные правила. Например, для крупного рогатого скота предусмотрены ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (утв. приказом от 21.10.2020 № 622).

Пунктом 11 Ветеринарных правил № 622 установлено, что в хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биометрического обеззараживания навоза, расположенных на территории хозяйства вне здания, в котором содержится крупнорогатый скот.

При оборудовании площадок для навоза следует пользоваться «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от 21.04.2017 №721/пр) и разделом IX СанПиН 2.1.3684-21.

Соответственно, в зависимости от вида сельскохозяйственных животных, необходимо руководствоваться соответствующими ветеринарными правилами и общими санитарными правилами.

Например, ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота, запрещают устанавливать у стен молочной, площадки для накопления навоза. Если крупный рогатый скот содержится на предприятиях, навозохранилище должно размещаться с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 метров от животноводческих помещений. При карантине на предприятии хранение навоза осуществляется за пределами навозохранилища предприятия. Сточные воды карантина должны направляться самостоятельно канализационной сетью в общую систему после обеззараживания.

Требования к использованию жидкого навоза установлены ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80).

Но навоз не может храниться вечно на территории хозяйства и должен использоваться в дальнейшем для сельскохозяйственных целей.

Тем более, что «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) обязывают природопользователя в поиске потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами.

В статье 7 Закона «О побочных продуктах животноводства…» установлено, что передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции.

При этом транспортирование отходов IV класса опасности допускается организацией, имеющей лицензию (п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), а на транспортировку отходов V класса опасности лицензия не требуется.

Вместе с тем, Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства выражала правовую позицию согласно которой, случае если навоз, образующийся в результате его хозяйственной деятельности, используется хозяйствующим субъектом в качестве удобрения для собственных нужд, им разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получены экологический сертификат соответствия и паспорт качества продукции, не требуется лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности.

Об этом же свидетельствует и судебная практика, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. N Ф09-9803/18 по делу N А07-21119/2018.

При нарушении санитарного законодательства при обращении с навозом, может наступить административная ответственность, предусмотренная
ч. 7 ст. 6.35, ст. 8.2 КоАП РФ.

Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.

Также рекомендую статьи:

Какая температура воздуха должна быть на рабочем месте?

На какое время рекомендуется сокращать рабочий день при высоких температурах?

Ответственность работодателя за причинения вреда здоровью работника из-за жары.

Куда обращаться работнику, в случае невыплаты ему заработной платы?

Что делать работнику при несвоевременной выплате заработной платы?

Ответственность работодателя за не заключение с работником трудового договора.

Как досрочно выйти на пенсию сокращенному сотруднику?

Как безработному выйти на пенсию досрочно?

Как получить пособие по безработице?

Как встать на учет в Центр занятости населения для получения пособия по безработице?

Как уволиться по собственному желанию?

За что работника можно лишить премии?

Как сократить должность в организации?

Имеет ли право работающий пенсионер получить отпуск, без сохранения заработной платы?

Как переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность?

Как регулируется вопрос утверждения схемы расположения земельного участка?

Зачем нужен градостроительный план земельного участка?

Верховный Суд РФ разъяснил за чей счет должны вывозиться крупногабаритные отходы.

Ветеранам боевых действий положена земля.

Особенности перехода прав аренды земельного участка при покупке нежилого помещения.

Особенности споров об установлении границ земельных участков.

Что делать с бесхозяйными электрическими сетями?

Кворум общего собрания СНТ.

Можно ли оформить долю на общее имущество в СНТ?

Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.