Найти в Дзене
Mыcли vs Cлyx

Устройство батискафа "Титан" часть 3 (v7.13)

Немного статистики погружений:

С 2021 г. базирующаяся на Багамах компания OceanGate Expeditions доставила к месту крушения «Титаника» около 60 платных клиентов и 15-20 исследователей.

На 2023 год, согласно расписанию на сайте OceanGate, было запланировано 13 экспедиций "Титана" к затонувшему лайнеру, каждая продолжительностью восемь дней, из которых только 10-11 часов отводилось на погружение.

Пока редактировал вторую часть появились сообщения, что на дне найдены шасси, обтекатель и сплошная титановая полусфера, а в районе поисков батискафа «Титан» обнаружено целое поле плавающих обломков площадью несколько гектаров...

Скорее всего это мелкие крошево синтактической пены...больше всплывать там нечему .. а может просто мусор. Карбоновый цилиндр и полусфера с окном пока не найдены.Скорбно, грустно, поучительно.

После изучения доступных материалов, я сделал вывод, что причиной гибели экспедиции является разрушение или углепластикового корпуса или акрилового иллюминатора.

Батискаф был прост настолько, что там реально больше нечему ломаться!

"Сосуд высокого давления вообще не МакГайверинг*, потому что именно там мы работаем с Boeing, НАСА и Вашингтонским университетом (APL UW). Все остальное может выйти из строя, ваши двигатели могут выйти из строя, ваши фары могут погаснуть, вы все равно будете в безопасности" - сказал Раш репортеру Погу.

* МакГайверинг - способность использовать предметы повседневного обихода для выполнения необычных подвигов.

Термины “jerry-rigged” и “MacGyvering” использовал репортер CBS News David Pogue при разговоре о конструкции Титана.

И все вродебы подтверждало его слова:

Алан Эстрада мексиканский блоггер рассказал, что, когда он погружался к «Титанику» в июле 2022 года, у батискафа внезапно разрядились батареи через 4 часа путешествия, а в процессе на два часа отключилась связь. После этого группе пришлось экстренно всплыть.

Брайан Вид, оператор телеканала, совершил погружение на "Титане" в мае 2021 года, вспоминает: "В тот момент, когда мы начали погружение, все пошло не так. Примерно на четверти глубины произошли неполадки с двигательной установкой, которые оставили нас как сидячих уток в воде".

«До неприличия безопасен!» — смеялся Раш в своем последнем интервью.

Как бы то ни было надо дописать третью часть о "Титане".

Я похоже нашёл новое место установки "баллона высокого давления" в конструкции батискафа.

Вот он, слева, на наклонной трубе:

Продолговатый баллон в левом нижнем углу, на наклонной трубе.
Продолговатый баллон в левом нижнем углу, на наклонной трубе.

Темный баллон крупно, за крашеным в белое синтактиком:

Пальцем на баллон показывать не буду.
Пальцем на баллон показывать не буду.

Титан много раз переделывался. Возможно в какой-то момент баллон с лыж перенесли под обтекатель.

Сжатый воздух (HPA) для пневмосистем у них был (ч. 4)

Остойчивость и управление

Ведущий канала Discovery Джош Гейтс после пробного погружения «Титана» в 2021 году сказал: «Многие системы просто не функционировали. У нас были проблемы с двигателями, проблемы с компьютерным управлением и тому подобное. В конечном счете это было сложное погружение».

Корреспондент CNN Гейб Коэн, который погружался в 2018 году: "Он управляется игровым контроллером, который, по сути, выглядит как контроллер PlayStation”.

Колин Тейлор, который погружался в июле 2022 года, описал систему связи как очень сложную: "Есть система текстового общения, двусторонняя, очень медленная".

Поясняю, двусторонняя связь с поверхностью было гидроакустическая (USBL), медленная (6-9 Кбит/с) и потому текстовая. Гидроакустика, это даже не классические танцы с бубном... это настоящее мумбо-юмбо... Специалистам известно, что при пересечении слоев воды с разной плотностью связь часто пропадает и ни кого это не беспокоило.

Майк Рейсс: "Сонары вели себя странно". В результате Майк и его попутчики отклонились от курса примерно на 450 метров после того, как судно столкнулось с подводным течением.

 Дэвид Пог: "...Батискаф под водой, как слепой котенок, и непонятно, где он относительно "Титаника". "Титаник" может быть справа, а может быть слева. Они ничего не видят... Люди на корабле, который наверху, смотрят вниз и подсказывают батискафу: "Титаник", например, правее вас на 100 ярдов. Они направляют субмарину. Почему мы потерялись прошлым летом? С корабля нам давали неверные команды, мы потратили целый день на поиск "Титаника", и пассажиры, которые заплатили по 250 тысяч долларов, так "Титаник" и не увидели".

Тут нет ни чего странно в том, что при наличии сонара им требовалась помощь с судна.

Майк Рейсс продолжает: "...Чтобы заставить судно наклониться вниз, все пассажиры собирались спереди, чтобы наклонить вверх — сзади..."

А чего вы хотели если нет дифферентных цистерн?

По словам Рейсса, накануне его погружения Титан столкнулся с проблемами плавучести.

Для сравнения, так выглядел поплавок из синтактика:

Так было
Так было

Чтобы решить эту проблему, к поплавку привязали дополнительные куски «высокотехнологичного пенополистирола» (так Рейсс называет синтактик):

Как-то так стало
Как-то так стало
С таким поплавком Титан успешно погружался и всплывал много раз
С таким поплавком Титан успешно погружался и всплывал много раз

Эмма Такер, CNN:  "...Поскольку под водой нет GPS, он связывается со своим кораблем-носителем посредством текстовых сообщений через акустический маяк... Подводный аппарат должен выходить на связь каждые 15 минут... Все те вещи, к которым мы сейчас привыкли – GPS, Wi-Fi, радиосвязь – не работают под водой....

По словам Аарона Ньюмана, инвестора OceanGate, Титан создан для того, чтобы подниматься обратно. Он удерживается под водой с помощью балласта - тяжелых грузов... Члены экипажа могут сбросить балласт раскачав судно либо использовать пневматический насос чтобы сбросить грузы, а если все остальное не сработает, то тросы, удерживающие балласт, рассчитаны на то, чтобы развалиться (расклеиться) через 24 часа и автоматически отправить его обратно на поверхность океана...

Двигатели Титана питаются от внешней электрической системы, в то время как внутренняя электрическая система обеспечивает связь и обогреватель...

После посадки на Титан температура внутри судна быстро повышается, а затем начинает понижаться по мере того, как оно опускается на дно океана. Температура в океанских глубинах чуть выше точки замерзания.... Члены экипажа могут сидеть на низком выступе внутри судна, чтобы смотреть в иллюминатор..."

Технологии погружения

Майк Рейсс: "...Батискаф очень, очень прост — его толкают в воду, и он тонет, как камень ... целых 2,5 часа..."

Титан это по сути подводный дирижабль: его грузят балластом ещё на палубе судна, на барже буксируют к точке погружения, потом баржу погружают, батискаф соскальзывает и тонет!

Балласт из старых труб:

-6

Балласт из старых труб и мешков с песком:

-7

Технология всплытия.

Де-факто «Титан» имеет положительную плавучесть и удерживается под водой лишь с помощью балласта. При нормальном течении экспедиции, когда осмотр «Титаника» завершен, команда сбрасывает балласт, и батискаф просто всплывает на поверхность. По словам Дэвида Пога, в 2022 году Стоктон Раш рассказал ему о семи различных резервных системах возвращения на поверхность. Некоторые из них требуют наличия электричества, сжатого воздуха и воды. Среди них есть мешки с песком и тяжелые трубы, которые могут сбрасываться, пропеллеры и надувной воздушный шар. (ч.4)

Один из методов работает даже в том случае, когда все системы отключились и "даже если все на борту без сознания". Речь идет о сбросе мешков с песком, который по задумке происходит автоматически через 16-24 часа. Таким образом, батискаф в любом случае должен всплыть на поверхность.

Дэвид Пок: "...часть балласта - это найденные на стройке трубы, и способ, которым вы его сбрасываете (при отказе основной системы), заключается в том, что все встают на одну сторону подводной лодки и они скатываются с полки..."

Гладкие стены не мешали экипажу при необходимости накренить корпус так, чтобы балласт из труб упал с полок.

Во время испытаний Титан загружали дополнительным балластом (иммитирующим экипаж) из подковообразных грузов:

Балласт левого борта
Балласт левого борта

Балласт правого борта
Балласт правого борта
Еще раз правый борт. Слева в верхнем углу аквалангист.
Еще раз правый борт. Слева в верхнем углу аквалангист.

У грузов есть прорези которыми они одеваются на вертикальное ребро лыжи, это не даёт им упасть при вертикальном погружении:

Грузила в виде подков.
Грузила в виде подков.

В погружениях к Титанику я их не заметил.

На следующем фото основной балласт сброс которого происходит с помощью гидроцилиндра 10000psi:

Способ крепления труб на Титане неразборчив.
Способ крепления труб на Титане неразборчив.

Всплыв на поверхность Титан цказывал свои координаты и ожидал платформу и её погружения на 10 метров. Садился на баржу, его закрепляли и баржа (иногда опасно кренясь) всплывала на поверхность. Финал плавания происходил в обратном порядке, вначале хвост.

Кадр с моментом всплытия.  Держите меня семеро.
Кадр с моментом всплытия. Держите меня семеро.

К сожалению число Погружений "Титана" не сравнялось с количеством его Всплытий.

Аминь.

Устройство батискафа "Титан" часть 4
Мысли в слух24 июня 2023

Проектирование и изготовление карбоновой обечайки.