Сегодня пост о потрясающем норвежском композиторе Эдварде Григе. Недавно был его 180-летний юбилей, и я не могу не вспомнить здесь его творчество, потому что оно теснейшим образом связано с литературой и мифологией. Сочинения Грига впитали в себя потрясающе красивые элементы норвежского фольклора. Это и песни скальдов, и сказания о домашних и природных духах — прообразах эльфов, и, конечно, легенды и предания о подземном мире, где обитают гномы, кобольды и тролли.
Я думаю, что среди вас нет тех, кто ни разу не слышал мистическую композицию "В пещере горного короля". Сегодня — чуть подробнее об этой, одной из самых популярных классических мелодий. У "В пещере горного короля", как и у всей сюиты "Пер Гюнт", есть литературный источник — это одноимённая пьеса соотечественника Грига — норвежского драматурга Генрика Ибсена.
"В пещере горного короля" может показаться нам задорной, лихой и даже забавной (кто-то может даже представить себе упитанных толкиеновских гномов), но на самом деле всё интереснее. Эта композиция звучит при вступлении горного короля со свитой троллей в его тронную пещеру и призвана вызывать ассоциации и со злыми духами гор, и с таинственной притягательностью мистического подземного мира. Тяжёлые шаги троллей — это не неуклюжая поступь маленьких существ. Это грозное шествие в вихре общего дикого настроения в пещере, ведь, по сюжету пьесы, герой Пер Гюнт соблазнил дочь короля троллей. И Свита горного короля требует расправы над этим человеком: "Смерть человеку! Любимую дочь Доврского деда увлек он! Смерть человеку! Смерть человеку!"