Лидером и идейным вдохновителем коллектива Mandalaband является Дэвид Ролл, чей путь в музыку начался в 1966 году, когда ему было 16 лет. Его первый коллектив The Sign of Life, в которой Дэйв играл на клавишах, играл кавер-версии популярных песен 1960-х (американский R&B, Beatles, Rolling Stones, Hollies, Kinks, Traffic и т. д.).
Дэвид:
По сути, это было время моего обучения ремеслу, прежде чем я сосредоточился на написании собственных песен. Тем не менее, группа записала четыре собственных трека в местной студии в Манчестере, где я родился и вырос. Я действительно играл на ситаре на одном из них!
После распада The Sign of Life Дэйв поступил в Манчестерский колледж искусств, чтобы изучать фотографию (в будущем снимки Ролла использзвались для оформления альбома The Moody Blues A Question of Balance), и именно там была сформирована группа Ankh, что в переводе с египетского означает Sign of Life. Ankh сосредоточились на своих собственных музыкальных композициях (все написаны Роллом), и вскоре вместе с Эриком Стюартом из 10CC были записаны демо-версии, а потом подписан контракт с лейблом Vertigo.
Дебютный альбом Ankh был записан, но так и не был смикширован и выпущен.
Дэйв:
Интересно, что, слушая черновые миксы, я обнаружил, что песня Like the Wind, которая появилась на альбоме The Eye of Wendor, была записана Ankh еще в начале 1970-х. Так что не все мои ранние попытки сочинять музыку оказались в мусорной корзине!
Mandalaband зародились в начале 1970-х, когда Дэвид Ролл создал 8-дорожечную студию звукозаписи в маленькой чеширской деревушке Пойнтон, к югу от Манчестера, на севере Англии. Там он собрал первый состав группы: Дэйва Дюранта (вокал), Вика Эмерсона (клавишные), Эшли Милфорда (гитара), Джона Стимпсона (бас-гитара и бэк-вокал) и Тони Крэссуэлла (ударные).
Название Mandalaband произошло от мандалы, визуальной мантры. Другими словами, это симметричный рисунок в тантрической йоге буддизма и индуизма, в общем смысле символизирующий мир, вселенную
Первая демо-запись, которая позже станет основой дебютного альбома коллектива была записана в Camel Studios в 1974 году. На демо вошли Om Mani Padme Hum (1-я часть), Roof of the World и Witch of Waldow Wood.
Все композиции сочинил и спродюсировал Дэйв. Демка была отправлена в Лондон чтобы предложить группу звукозаписывающим компаниям.
Музыканты не ожидали особой заинтересованности, поэтому быстрый отклик лейбла A&M был для них сюрпризом. Руководство лейбла прибыло в Camel Studios, где Mandalaband устроили для персональное выступление, и было готово подписать контракт прямо сейчас. Но интерес к новому коллективу был не только у A&M, с ними конкурировали Island, CBS и Chrysalis. Выиграли последние.
Контракт был подписан очень быстро и музыканты были немедленно отправлены в тур на разогреве у группы Робина Трауэра. В течение следующих трех недель Mandalaband каждый вечер играла свою довольно экзотическую музыку перед аудиторией в 2000 человек на лучших площадках Великобритании, приобретая ценный опыт и, возможно, сбивая с толку многих присутствовавших фанатов Трауэра.
После тура музыканты приступили к подготовке к записи первого полноценного альбома, названного именем группы, но окрылённые успехом музыканты вскоре столкнулись с реалиями бизнеса. Chrysalis наняли продюсера Джона Элкока для работы над пластинкой, что вызвало недовольства Дэвида Ролла. Дэйв не вступал в конфликт с лейблом, а будучи идейным вдохновителем, автором абсолютного большинства музыки, текстов, просто самоустранился. Одного дня наблюдений за работой Элкока было достаточно, Ролл уехал в Манчестер.
Устроившись на работу в студию Indigo Sound Дэйв ждал возможности услышать окончательные миксы альбома, который он задумал, но в записи которого не участвовал.
Глава лейбла Крис Райт вскоре лично позвонил Дэвиду и спросил его, не вернется ли он в Лондон, чтобы попытаться привести альбом в соответствие с его замыслом, Ролл согласился, но был не очень доволен результатом, поскольку у него не было возможности вносить улучшения и дополнения в запись. В Indigo Studios он перезаписал с группой композицию Roof of the World, но из-за юридических преград, она не могла быть включена в альбом.
Несмотря на все проблемы, происходившие в закулисье альбома, дебют Mandalaband был благосклонно встречен критиками. Джон Пил отыграл весь альбом в своем радио-шоу, а затем сразу же поставил его ещё раз, сказав:
Это было так здорово, я думаю, что сыграю все это снова.
И это действительно здорово.
Открывающая альбом двадцатиминутная Om Mani Padme Hum по сути манифест Mandalaband, если вы не прониклись этим величественным произведением, то скорее всего первый альбом оставит вас равнодушным.
Особенно отмечу вокальные партии Дэйва Дюранта, который до работы с Роллом никогда не соприкасался с миром рок-музыки, а был оперным тенором.
В остальном в Om Mani Padme Hum слышится то Gentle Giant, то Jethro Tull, то немного Yes т.е. всех тех прог-роковых монстров, которые в тот момент были на острие жанра. Особенно дали развернуться гитаре Милфорда, удачно сочетающейся с симфо-проговыми аранжировками.
Приложил руку к альбому и бас-гитарист Джон Стимпсон, в частноти ему принадлежит скоростная Determination с ведущей партией Вика Эмерсона и закрывающая альбом баллада Looking In.
Оставшиеся две композиции Song for a King, с доминирующей вокальной партией Дюранта и бодрая Roof of the World. Не знай я кто автор той или иной композиции, легко бы приписал все Роллу, очень уж на этом альбоме они похожи со Стимпсоном.
Но каким бы ни был ажиотаж, он не привёл к значительным продажам в Великобритании или США, хотя альбом стал хитом в некоторых частях Европы и Японии, где быстро приобрёл культовый статус.
Поскольку Дэвид Ролл, завершив микс альбома, так и не вернулся в состав коллектива, группа решила не ехать на гастроли в поддержку релиза и приступила к работе над следующим альбомом.
Chrysalis решили, что новый альбом не имеет отношения к Mandalaband, с которым они подписали контракт, и вместо выпуска в продажу продали мастер-ленту RCA, которые выпустил пластинку под названием Fanx Tara, а в качестве исполнителя был указан коллектив Sad Café. Пол Янг заменил Дэйва Дюранта в качестве ведущего вокалиста, а вскоре и барабанщик Тони Крэссуэлл также покинул группу, а это означало, что только три музыканта из оригинальной Mandalaband остались в составе Sad Café.
Крис Райт не оставлял попыток вернуть Ролла к работе над музыкой, и когда согласился дать последнему полный контроль над пластинкой, Mandalaband возродились.
Дэвид собрал новую команду музыкантов, чтобы сформировать ядро Mandalaband II, переехав из Indigo в Strawberry Studios в которой работал ещё во времена Ankh. Так начался длившийся два года период записи второй главы в истории Mandalaband - альбома The Eye of Wendor (a.k.a. Mandalaband II).
Поскольку основателями Strawberry Studios были старые друзья Ролла из 10CC, а Ролл тем временем сотрудничал как продюсер с Barclay James Harvest, поэтому музыканты обеих коллективов с удовольствием поучаствовали в воплощении нового замысла Дэйва. И главное – бесплатно, соглашаясь при этом работать в ночные часы, когда студийное время дешевле.
В записи приняли участие около сорока музыкантов и певцов, плюс хор и струнная секция Hallé Orchestra. Эрик Стюарт из 10CC исполнил партию героя Флориана; Мэдди Прайор из Steeleye Span сыграла принцессу Урсулу; Джастин Хейворд из Moody Blues был королем Энордом; в то время как Кевин Годли, Лол Крем, Грэм Гулдман (все из 10CC) и Пол Янг (Sad Café и Mike & the Mechanics) взяли на себя роль рассказчиков, исполняя другие треки. Ноэль Реддинг (Jimmy Hendrix Experience) на басу, а также все четыре оригинальных участника Barclay James Harvest отвечали за инструментальную часть.
Дэйв:
В то время я работал в Indigo Sound в Манчестере, покинув Mandalaband. Эта студия была тесно связана с теле- и киноиндустрией, и меня попросили написать музыку для грядущего фильма «Властелин колец» (это было за много лет до того, как была задумана новозеландская трилогия). Эта оригинальная версия должна была быть сделана в Ирландии, но продюсерам так и не удалось собрать всё необходимое финансирование для реализации такого масштабного проекта. Увертюра Eye of Wendor (открывающая альбом Mandalaband II) была написана как заглавная тема к фильму, а трек под названием Silesandre изначально назывался Black Riders. Когда производство фильма было отменено, я решил написать рассказ Око Вендора и сочинить для него целый тройной музыкальный альбом.
Полный текст история об Оке Вендора, изначально был вложен в альбом в виде большой иллюстрированной вкладки, теперь эти пластинки являются предметом коллекционирования.
The Eye of Wendor в плане концепции и музыки это цельное произведение, поэтому он прекрасно слушается целиком и не давит хронометражем (всего 40 минут), но каждую композицию можно слушать и отдельно от остальных. Для себя я выделяю заглавную композицию, инструментал Ride to the City, Dawn of a new day и The Witch Of Waldow Wood.
Дэйв о выходе альбома в 1978 году:
Неудачное время, чтобы добиться популярности Алана Парсонса или Майка Олдфилда.
И после этого Дэйв Ролл ушёл из музыки в …. археологию и отправился в Египет. Mandalaband отправились в спячку на 20 лет, а студийная дискография коллектива прервалась на все 30 лет, чтобы только в 2009 году пополниться следующим релизом.
Но это тема для отдельного разговора…который возможно когда-нибудь состоится, поэтому в новейшую историю Mandalaband мы заглянем исключительно в контексте релизов 70-х.
Вернувшись в музыку и возродив группу, Дэвид Ролл задумался о том как можно было бы, используя современные цифровые технологии, привести записи 70-х к тому самому идеалу, который он ещё тридцать лет назад слышал у себя в голове.
EMI (которая приобрела весь каталог Chrysalis) согласилась предоставить ему доступ к оригинальным 24-трековым аналоговым мастер-лентам и организовала их восстановление и оцифровку в студии Abbey Road в Лондоне, предоставив Legend Records международную лицензию на переиздание обоих альбомов.
Вооружившись этими цифровыми копиями, Дэвид приступил к ремикшированию и ремастерингу, результаты этого труда увидели свет на двухдисковом сборнике Ressurection в 2010 году.
Подобные релизы часто вызывают отторжения у любителей «оригинальных» записей, но наличие новой версии не отменяет старую, поэтому выбор за вами.