Перебрав массу документов времен войны, начинаешь немного по-другому смотреть на различные ситуации, война перестает быть черно-белой. Но, при этом, ты уже четко видишь границы, картина становится более четкой, и ты понимаешь, что некоторые "патриотические" картинки, таковыми не являются. С другой стороны ты находишь удивительные по силе подвиги, которые ни в одной легенде не описаны.
Смотреть нужно взвешенно и внимательно, ибо граница "граница предательства" умышленно размыта. "Они боролись за Родину, но против власти!" Ну, да, а, потому убивали своих же соседей, потому, что...
А, потому, что.
Более того, чтобы понимать, что как и почему «так сложилось», нужно смотреть еще специфику района. После развала СССР в некоторых (молодых, но очень независимых) государствах, как под копирку, появились статьи с интересными названиями: «При румынах жилось лучше» «Ответ на вопрос, почему одесситы добром поминали румынскую оккупацию».
В реальности, это просто очередной «вывих» истории в угоду идеологии. «Лучше» было очень немногим, другое дело, что…
Судьбы складываются очень по-разному. Майор, морской пехотинец, защитник Севастополя (я общался с его потомками) сумел уйти с мыса Херсонес, перейти линию фронта, дойти до своих. Ему молодой лейтенантик, только призванный из Сибири, сказал: «Это там ты был майором, здесь ты рядовой!». Человек сражался, брал Будапешт, а, потом, долго доказывал, что он «чист» перед Родиной, что он-то и в плену даже не был. Клеймо «был в плену» после войны военным очень сильно… мешало (даже если ты защитник Севастополя), и в плен ты попал не по своей воле. Объективно: ты попал в плен Но, то люди военные. (У них свои "правила")
Война коснулась не только их. Клеймо «был в оккупации» тоже очень многим мешало после войны. Но в протоколах встретился один очень интересный ответ председателя колхоза, который при оккупантах продолжал руководить колхозом (который стал «общиной»).
На вопрос следователя о причине, по которой он продолжил выполнять свои обязанности, он (достаточно дерзко) ответил: «А, как нам было дальше жить? Мы вас цветами встречали, а вы нас предали!». Все дело в том, что происходила эта ситуация в той части Бессарабии, которая отошла СССР накануне войны.
Ситуация на территории Бессарабии была сложной, и достаточно неоднозначной. И, «хорошо» здесь было очень немногим. Еще раз, мы говорим именно о Бессарабии, которая при румынах жила не очень хорошо (в отличие от той же Буковины)
Что касается Одессы, да, может быть оккупационный режим здесь был «мягче», чем в других районах, но, сказать, что жилось лучше… Внешне, да, после того, как Сигуранца вычистила город, внешне в нем все было благополучно. Румыны рассчитывали, что город будет принадлежать им (потому и заигрывали).
В Бессарабии ситуация была чуть иной: там вычищали «предателей, продавшихся коммунистам» более тщательно. А, потому, рассказать, как было «хорошо» после прихода наших войск, сильно-то уже было некому. (Например, когда земли возвращались прежним хозяевам).
Это тема отдельного, сложного рассказа, к которому я пока не готов. Просто стоит отметить, что так часто бывает. Генералы наступают, отходят из каких-то своих, «стратегических соображений», а заложниками становятся люди.
Возвращаемся к румынской армии, перед которой ее великим кондукатором ставилась «светлая цель» «вернуть» утраченные территории. Мы уже писали о том, что из отошедших СССР территорий, исконно румынской являлась только область Герца (с населением 32 тыс. человек, из которых 93% составляли румыны). Бессарабия входила в состав Российской Империи, Северная Буковина досталась Румынии при разделе Австро-Венгрии, но была мечта о «Romania mare» (а, потому, от Одессы румыны тоже не отказались).
Кто же должен был осуществить мечту о возвращении части этих территорий?
Изначально, активные действия вела только 11-я немецкая армия, с приданной ей 3-й румынской армией и отдельными румынскими дивизиями. Эти части находились под немецким управлением (хотя система снабжения и взаиморасчетов там была очень сложной, но это тема отдельного «экономического» рассказа, кто, за что и как платил, и кто, и как возил).
Пользуясь относительной пассивностью румынских частей, Дунайская флотилия десанты на румынскую территорию высадила, и силы свои перегруппировала (мы уже писали об этих событиях). За это время румынская 4-я армия получила новые формирования, укомплектованные, в значительной степени, вновь призванным контингентом, не прошедшие «немецкую переподготовку». Эти части находились под румынским командованием.
К 5-му июля 1941 года, в ее составе числятся:
- 3-й армейский корпус, штаб которого передал свои части 11-й армии и имел уже совсем иной состав. В его составе указаны 11-я и 15-я пехотные дивизии. Кроме того, в резерве находилась 35-я дивизия, в значительной степени укомплектованная мобилизованными.
- 5-й румынский корпус имел более крепкий состав. В него входили Гвардейская дивизия (переданная из немецкого 54-го корпуса) и 21-я пехотная дивизия. Кроме того, в корпус вошла 7-я кавалерийская бригада.
-11-й румынский корпус имел задачу обеспечения границы, в него входили 1-я и 2-я Крепостные бригады.
В прямом подчинении 4-й армии находилась Пограничная дивизия. На правом фланге, в районе побережья, в прямом подчинении румынского командования находился 2-й армейский корпус (9-я и 10-я пехотные дивизии и отряд морской пехоты). Этому же корпусу были подчинены немецкие береговые армейские дивизионы (906-й и 901-й оснащенные 155-мм французскими орудиями, 903-й оснащенный чешскими пушками). Но и этот боевой порядок достаточно быстро менялся.
А, вот теперь мы подошли к самому интересному. В прошлой статье мы писали о румынской танковой дивизии. Большинство статей дают ее судьбу как-то... невнятно. В лучшем случае так:
"В начале компании 1941 года первая бригада в соответствии с доктриной плана "Барбаросса" действовала в Бессарабии. Затем – битва за Одессу. Обычно в боях применялись подразделения с относительно небольшим количеством боевых машин. Так, в сентябре 1941 года была сформирована боевая группа Lt.Col.Eftimiu. Она состояла из батальона из 20 танков R-2, мотопехотного батальона, батальонов 105 мм полевых пушек "Шнейдер" и 100 мм гаубиц "Шкода". Также в составе группы имелись саперная рота, рота 20 мм орудий ПВО "Густлофф", батарея 37 мм немецких противотанковых орудий и рота ПТО из 12 пушек "Шнейдер" калибра 47 мм. После взятия Одессы, подразделение было расформировано".
И еще:
"В боях с Красной армией также участвовал 2 танковый полк R-35. В частности, с июля 1941 года эти танки использовались во время штурма Одессы. В апреле 1943 года полк еще насчитывал 52 R-35".
С другой стороны, многие историки (вслед за Манштейном) пишут о том, что командующий 11-й армией слезно просил Антонеску дать ему танковое подразделение, но в связи с плачевным состоянием танковой дивизии...
И, создается ощущение, что "плачевное состояние" возникло под Одессой. А, вот не совсем.
Дивизия показывается в составе немецких войск до 20 июля 1941 года, потом... исчезает. В документах указывается, что 1-я танковая дивизия отведена для переформирования в связи с высокими потерями. Но, простите, это не Одесса. Оборона Одессы еще и не начиналась.
Получается, что "укатали" дивизию в наступательных операциях два человека О́йген Зи́гфрид Э́рих ри́ттер фон Шо́берт (в качестве командующего 11-й армией) и командующий LIV корпусом Эрик Хансен (который непосредственно и гонял румын в операции, в которых те и понесли тяжелые потери. Что касается 2-го танкового полка, который действительно был придан 4-й румынской армии, то... о нем рассказ отдельный.
Итак, июле 1941 года начала наступление 4-я румынская армия.
Что касается авиации, то на немецкие войска работал немецкий 4-й авиакорпус, румынскую 4-ю армию в основном обеспечивали ВВС Румынии (Румынский авиакорпус). Но о нем разговор особый.