Адвокат и правозащитник Аариф Абрахам пишет о том, перед какими вызовами стоит Босния и Герцеговина:
«Прошедший год выдвинул экзистенциальные риски для Боснии на первый план. Политические лидеры Республики Сербской <…> вновь начали активно продвигать идею отделения от Боснии. Эти усилия поддерживаются националистическими группами из Сербии, Хорватии и даже далекой России, у каждой из которых там свои интересы. <…>
Лидеры этнонационалистов намеренно оставляют нерешенными некоторые ключевые вопросы послевоенного периода. К ним относятся такие вещи, как территориальный контроль, возвращение перемещенного населения и присвоение гражданских, социальных и культурных пространств определенным этническим группам. <…>
Конституция Боснии была навязана гражданам Боснии как внутренней, так и международной элитой. Люди были лишены права голоса при ее создании под предлогом того, что они исторически питают друг к другу этническую неприязнь. Конституция обсуждалась теми же людьми, которые были ответственны за войну, и, к сожалению, это только усугубило раскол в стране и ослабило ее. Она обеспечила равенство трех этнических групп посредством строгих правил разделения власти между элитами. <…>
Поддержание функционирования такого государства обходится слишком дорого. В Боснии с населением всего 3,53 миллиона человек самое большое количество президентов, премьер-министров и министров на душу населения в мире. На государственное управление расходуется до 55% государственного бюджета, около 3% ВВП страны. Все усилия по реформированию конституции были предприняты политическими лидерами, и все потерпели неудачу. По емкому выражению экспертов, это «картель по поддержанию мира».
<…> Нарратив о ненависти на основе этнической принадлежности легко развенчивается пестрой полиэтнической тысячелетней историей Боснии. На протяжении большей части своей истории боснийский народ находился под сильным влиянием иностранных держав, лишавших его субъектности. Но даже несмотря на это, боснийская история де-факто основана на участии, примирении и терпимости. <…> Если люди на мгновение становятся непримиримыми или нетерпимыми, это происходит вследствие вооруженного конфликта, но не является свойством их политической культуры. <…>
Если политическая культура народа ориентирована на примирение, демократию и доверие к различиям, не нужно бояться возможности изменить конституцию. <…> Через референдумы, гражданские инициативы, совещательные собрания на регулярной основе боснийский народ сможет решить, должны ли быть приняты какие-либо изменения. <…>
Сейчас в Боснии ведутся дискуссии об изменении конституции только путем корректировки конкретных конституционных положений. Парадокс заключается в том, что принятие этих поправок по-прежнему маловероятно, учитывая особые гарантии, предоставленные трем конституирующим народам. У политической элиты мало стимулов идти на компромисс; они продолжают получать выгоду в виде внешних дотаций и гарантий безопасности».