20 июня Петери Орпо, лидер партии Национальная коалиция, смог сформировать новое, уже 77 по счёту, правительство Финляндии. Орпо успел это сделать до 24 июня, как и обещал ранее. Месяц назад казалось, что этого не удастся сделать, так как противоречия между партиями, изъявившими желаний войти в правительство Орпо, были сильны (ранее писал об этом (https://t.me/lighthouse_coase/1392)). Впрочем, это ощущение сохранялось до последнего, так как Истинные финны и Шведская народная партия никак не могли прийти к компромиссу по вопросам миграции, климата и помощи развивающимся странам.
Ситуация была патовой: либо Орпо сможет примирить Истинных финнов и Шведскую народную партию, либо он вовсе не сформируется правительство из-за отсутствия выигрышной коалиции, чего в парламентской истории Финляндии я не могу припомнить, по крайней мере, за последние 30 лет. Выход любой партии из переговоров привело бы к потере большинства, другие же партии, ушедшие в оппозицию, были не готовы принимать участие в переговорах из-за радикального сокращения государственных расходов, предложенное Орпо.
Национальной коалиции досталось 7 министерств плюс должность премьер-министра, Истинным финнам – также 7 министерств, в том числе лидер Истинных финнов Риикка Пурра стала заместителем премьер-министра, Шведской народная партии– 3 министерства, а Христианским демократом – одно. Распределение министерских должностей в целом не вызывает вопросов, но хочется отметить два пункта. Во-первых, можно отметить профессионализацию партийных кадров Истинных финнов, которые в этот раз не отказались от министерства финансов. Согласно финским политическим традициям, пост министра финансов занимает лидер второй партии по количеству мандатов, которая вошла в состав правительства. Истинные финны до 2015 г. никогда не входили в состав коалиционных правительств, оставаясь в оппозиции, но они решили войти в правительство Юха Сипиля (Финский Центр) в 2015 г.: тогда лидер Истинных финнов Тимо Сойни отказался занимать должность министра финансов, предпочтя должность министра иностранных дел, а должность министра финансов перешла третьей партии в коалиции – Национальной коалиции. В этот раз Истинные финны не отказались от должности министра финансов. Во-вторых, должность министра по сотрудничеству с развивающимися странами и внешней торговле ушла Истинным финнам, а учитывая то, что Шведская народная партия не могла договориться с Истинными финнами по поводу помощи развивающимся странам, можно говорить о том, что Шведская народная партия была вынуждена пойти на куда большие уступки, чем Истинные финны.
Пока рано говорить о том, насколько Истинные финны и Шведская народная партия готовы и дальше системно работать в рамках одного правительства, так как, писал об этом ранее, между ними сохраняется идеологическая пропасть, но выход любой из этих партий из коалиции грозит внеочередными парламентскими выборами, чего явно не желает Орпо, поэтому он и дальше будет тем единственным сдерживающим и скрепляющим элементом. Самым опасным для единства коалиции будет период с начала её формирования и до окончания президентских выборов в Финляндии: существует вероятность того, что Истинные финны попытаются выставить сильного кандидата, риторика которого может привести к демонстративному выходу Шведской народной партии из правительства.
Проблемы и перспективы нового финского правительства Петтери Орпо
22 июня 202322 июн 2023
12
2 мин