Музыкальный жанр – это явление, которое является основополагающим для всего музыкального творчества. Музыкальных жанров очень много, и даже сегодня, в XXI веке, появляются новые жанры. Изучение жанров как явления – весьма перспективное направление развития современной музыкальной науки, но также жанры – единственная область научного знания о музыке, которая может быть понятна и доступна абсолютно всем.
Каждый человек на Земле знает хотя бы несколько простейших названий музыкальных жанров – например, песня, симфония, опера, балет – не всегда осознавая, что слова эти означают именно музыкальные жанры. Например, на вопрос «что же такое песня?» можно услышать самые разнообразные ответы: музыка, форма музыки, вид музыки, «то, что поют»... И, как ни странно, все ответы, даже самые размытые, будут верными. Так получается потому, что жанр – одно из самых неоднозначных, самых многосоставных музыкальных понятий.
Очень подробное, практически всеобъемлющее определение музыкального жанра предлагает известный советский музыкальный ученый Лео Мазель. В книге «Строение музыкальных произведений» он пишет, что «…жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различными социальными функциями музыки, в связи с определенными типами ее содержания, <…> с условиями ее исполнения и восприятия».
Другой исследователь проблемы музыкальных жанров Арнольд Наумович Сохор в своей характеристике жанра делает главный акцент на условиях исполнения: «жанр – это вид музыки, определяемый той обстановкой исполнения, требованиям которой соответствует музыкальное произведение, а также каким-либо из дополнительных признаков или их сочетанием».
Наиболее глубоким и наиболее обоснованным на сегодняшний день является исследование «Стиль и жанр в музыке» Евгения Владимировича Назайкинского. Этот выдающийся музыковед нашел истоки слова «жанр» в древнегреческом «genos», т.е. род или вид – термины, что сейчас используются в биологии и генетике – и из этого наблюдения, а также в результате изучения более ранних исследований проблемы жанра, вывел краткое, запоминающееся и наиболее верное определение: «жанры – это исторически сложившиеся, наиболее устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев».
Понимание явления музыкального жанра требует изучения всех аспектов музыки как искусства. С другой стороны, именно жанр является главным объединяющим фактором для составления отдельных компонентов в нечто цельное, завершенное и обладающее красотой звучания – т.е. в музыкальное произведение.
Таким образом, следует знать следующие основные аспекты жанра как явления:
1. Исторический аспект. Каждый из музыкальных жанров прошел длительный путь развития, результатом которого стали особые признаки, отделяющие один жанр от другого. Каждый музыкальный жанр обладает уникальным набором музыкальных характеристик. Эти характеристики стали устойчивы и не могут измениться в своей сущности, хотя и могут изменить свой вид.
Например, классическая соната с момента своего появления строится в форме трехчастного цикла; однако композиторы могут изменять порядок частей, сокращать или увеличивать цикл, использовать новые, ранее неизвестные средства музыкальной выразительности – и все же соната остается сонатой, пока в ней есть два неизменных признака: контраст двух тем и драматургическое развитие.
2. Функциональный аспект. Каждый жанр имеет особое предназначение. Например, симфонии предназначены для концертного исполнения большим составом исполнителей-инструменталистов, оркестром; жанр хоральной прелюдии мог исполняться только в католическом храме перед мессой. Музыкальные жанры всегда четко привязаны к своим «местам обитания», или жанрово-коммуникативным ситуациям, и не могут существовать вне этих ситуаций, не претерпев коренных изменений[1]. Жанрово-коммуникативная ситуация всегда различна, но у всех ее вариантов есть три обязательных компонента – композитор, исполнитель и слушатель. Исключение хотя бы одного из этих компонентов, даже слушателя, делает невозможным существование музыки как таковой. Однако в некоторых условиях эти три личности могут уместиться в одном и том же человеке - так происходит в жанре бардовской песни, в крестьянском народном музыкальном творчестве, в народном театре.
В XX – XXI вв., с изобретением звукозаписывающих устройств, музыка смогла покинуть концертные залы и стала общедоступной. Тем не менее, даже имея возможность послушать дома симфонию или оперу, или даже посмотреть на музыкантов, певцов и танцоров на экранах телевизоров, мониторов и карманных гаджетов, мы все равно должны помнить о том, что впервые эта музыка прозвучала там, где она и должна была звучать – на сцене перед публикой.
3. Содержательный аспект. Это наиболее важная составляющая любого жанра. Содержание – это художественный образ, вложенный в музыку ее автором, а также тот образ, что формируется у слушателя при ее восприятии (чаще всего авторский и слушательский образы не совпадают). Содержание музыки характерно тем, что не имеет определенных границ – этим музыка как вид искусства отличается от других искусств, всегда выражающих нечто конкретное и понятное. Музыка – воплощенная эмоция, поэтому сочинение музыки и ее восприятие всегда приводят к различным результатам: у каждого из нас свой уникальный круг эмоций. В таких условиях роль жанра – регулировка этих эмоций, или, вернее, ограничение их в определенных рамках с помощью особой функции – жанрового содержания. Жанровое содержание состоит из трех компонентов – заранее заданного характера, музыкальных характеристик и условий исполнения. К примеру, жанр ария lamentо из итальянской оперы предполагает сольное исполнение с оркестровым сопровождением и жалобный, плачущий характер музыки и текста. Если изменить хотя бы один из этих компонентов, это будет уже другой жанр.
4. Музыкально-выразительный аспект. Каждый музыкальный жанр определяется набором музыкальных характеристик в уникальной совокупности. Эти характеристики охватывают все аспекты музыкального произведения – его форму, мелодическую и ритмическую стороны, строение музыкальной ткани, возможность использования особых композиционных приемов и т. д. Каждый отдельно взятый жанр, как правило, подчеркивает одну или несколько названных сторон. Например, в танцевальных жанрах главной стороной является ритмический рисунок; в крупных оркестровых жанрах – выстраивание голосов оркестра в многосоставную музыкальную фактуру и общая монументальность композиции; в вокальных жанрах – мелодия и ее взаимодействие с текстом.
Следует учесть, что отдельно взятые характеристики могут быть использованы в разных жанрах. Например, сонатная форма, как основной жанровый признак, используется сразу в нескольких жанрах – сонате, симфонии, инструментальном концерте, квартете, а также некоторых других. По подобным общим признакам жанры могут объединяться и выстраиваться в систему классификации. Как и следует ожидать, разные музыковеды выстраивают эти системы по-разному.
Отдельным подразделом музыкальной выразительности жанра является способ исполнения. Этот подраздел настолько важен, что его используют в качестве определяющего критерия в основе некоторых систем жанровой классификации. Способ исполнения музыки – т.е. инструмент, вокал, ансамбль или оркестр – средство музыкальной выразительности, непосредственно связанное с другим важнейшим критерием жанра, жанрово-коммуникативной ситуацией.
Жанр как явление тесно связан с музыкальной формой. Музыкальные формы – это особые структуры, модели, по котором композиторы выстраивают музыкальные произведения. Изучением музыкальных форм занимается особый подраздел музыкальной науки. В чем же связь музыкальных форм и музыкальных жанров? Дело в том, что формы, как и жанры, также прошли долгое историческое развитие, и во многом оно было совместным. И на протяжении этого развития формы и жанры часто сливались в почти единое понятие. Наилучшим примером может служить фуга – особое музыкальное сочинение, получившее распространение в эпоху барокко. Фуга – это музыкальная форма с весьма строгой структурой; вкратце, она строится как переплетение нескольких самостоятельных голосов, каждый из которых проводит одну и ту же музыкальную тему на разных высотах. Заданная тема переходит из голоса в голос, может изменять свою тональность и направление движения – но никогда не изменяет свою мелодию. Фуга считается самой сложной музыкальной формой своего времени, высшим композиторским достижением; каждый из существовавших в эпоху барокко композиторов, без исключения, должен был уметь создавать фуги. И вот здесь кроется самое интересное: фуга – это форма, но произведение, написанное в этой форме, не имеет другого названия, кроме как «фуга». То есть, фуга – это еще и музыкальный жанр.
Существует и противоположный пример. Соната изначально была инструментальным музыкальным жанром; она также появилась в эпоху барокко, в противовес вокальному жанру кантаты. Было несколько разновидностей барочных сонат, все разнообразные и относительно свободные по форме. Но к началу эпохи классицизма жанр сонаты стал ведущим; его концепция предполагала наличие определенного художественного содержания, и при этом достаточную простоту исполнения. Эти условия привели к созданию сонатной формы – весьма сложной трехчастной структуры, которая имеет в своей основе противостояние двух начал, т.е. двух музыкальных тем. Эта форма обеспечила композиторов большими возможностями для выражения любого содержания, и стала универсальной (см. выше). Самое главное, что эта форма неразрывно связана с родительским жанром сонаты, а также родственными ей симфонией и концертом, и не может быть использована в других жанрах.
Есть и другие примеры. Одновременно и жанром, и формой являются рондо и вариации. Танцевальные жанры могут создаваться только в определенной форме, которая является наиболее подходящей для тех или иных танцевальных фигур. Существует даже термин «форможанр» - правда, он весьма неуклюжий, плохо отражает сущность связи жанра и формы и не является общепринятым. Сущность же эта состоит в том, что музыкальная форма и музыкальный жанр – явления разного порядка, но существовать они друг без друга не могут. Форма, как и жанр, служит для объединения произведения в единое целое, но она делает это путем структурирования, т.е. разделения на части и последующего их соединения. Жанр же объединяет произведение, не разделяя его, и форма в нем служит лишь одним из аспектов, объединенных в целое произведение, вместе с мелодией, ритмом, гармонией, музыкальной тканью – фактурой, инструментом, исполнителем и слушателем. Таким образом, музыкальная форма – явление меньшего порядка, нежели музыкальный жанр.
Совершенно другие отношения складывается у музыкального жанра и музыкального стиля. Эти явления так похожи, что у многих людей, даже имеющих представление о музыке как виде искусства, они сливаются и перемешиваются. Но все же жанр и стиль – понятия весьма различные. Жанр – это вид музыки. Стиль же – это особое качество музыки, которое позволяет определить ее автора, исполнителя, время создания и сам жанр. Стиль складывается из многих факторов, но эти факторы не могут быть разграничены и расписаны в систему: только в их полном слиянии и образуется определенный музыкальный стиль.
Жанр всегда привязан к отдельному музыкальному произведению. Стиль присущ более глобальным явлениям: творчеству композитора, творчеству многих композиторов определенного времени – так называемый «стиль эпохи», творчеству композиторов определенной страны («национальный стиль»), даже определенной композиторской школе (например, ни с чем не спутать стиль французских импрессионистов, стиль венских классиков). Все эти явления охватывают множество отдельных произведений.
Кроме того, стили могут наслаиваться друг на друга в одном произведении: например, Гайдн и Моцарт оба являются венскими классиками, и оба следуют признакам стиля своей эпохи, но все же стиль Моцарта отличается от стиля Гайдна. А иногда стиль композитора доминирует над стилем эпохи: таков стиль Бетховена, Чайковского, Вагнера, Рахманинова.
Некоторые выдающиеся исполнители также имеют собственный стиль исполнения музыки, добавляющийся к композиторскому только единожды, на концерте; это делает произведение еще более глубоким по содержанию, поскольку исполнитель также вкладывает в него собственный художественный образ, называемый интерпретацией. Тот факт, что стиль имеется не только у композиторов, но и исполнителей, указывает на главные его источники – не историческое развитие, как в случае с жанром, а эмоциональный опыт и мастерство отдельных личностей-музыкантов.
Это также указывает, что стиль и содержание – родственные явления; содержание, как и стиль, зависит от эмоционального опыта композитора и исполнителя, а также и от слушателя (каждый может воспринимать одну и ту же музыку по-разному). Но у стиля и содержания разные предназначения, разные направленности: стиль проявляется в самой музыке, в музыкальном языке, а содержание – с помощью музыки, с помощью ее выразительных средств, в том числе и жанра. Возвращаясь к вопросу о жанровом содержании – каждый жанр определяет границы эмоционального содержания, которое может быть в нем выражено, и делает это с помощью своих жанровых характеристик.
Существует также понятие жанрового стиля. Это наблюдение сделал А. Сохор: каждому жанру присущ собственный стиль, состоящий из условий его возникновения, музыкальных характеристик и исполнения. Жанровый стиль, так или иначе, будет доминировать даже над стилем композитора: если автор хочет создать сочинение в определенном жанре, а чаще всего так и происходит, то он принимает условия этого жанра – потому что, если они не будут соблюдены, жанр исчезнет, или же превратится в пародию, гротеск, или в иллюзию. Между прочим, иногда композиторы преследуют именно эту цель. Также жанровый стиль, как и любой стиль, служит для определения своего жанра; благодаря этому свойству слушатель может узнать жанровые признаки, даже если сам жанр в названии произведения не обозначен.
Выводы:
1. Жанр – это вид музыкального произведения.
2. Каждый жанр имеет ряд характерных признаков и собственный жанровый стиль. К этим признакам относятся особые средства музыкальной выразительности - интонации, ритмические рисунки, тип изложения музыкальной ткани, соотношение голосов, способ исполнения, а также жанрово-коммуникативная ситуация и жанровое содержание. Зная эти признаки, можно легко определить на слух музыку любого жанра.
3. Каждый жанр развивался на протяжении достаточно большого количества времени и потому является наиболее устойчивым в своих основных признаках. При этом развитие жанров продолжается постоянно.
4. Жанр и форма – это разноуровневые явления, но тесно взаимосвязанные; разница в уровнях существования часто стирается. Жанр и стиль – это похожие по своей сущности явления, но относящиеся к разным уровням существования музыки; разница в уровнях существования является ключевой.
Благодарю за прочтение! Подписывайтесь на канал! Он совсем новый, так что мне нужна вся ваша поддержка!