Сегодня многих отечественных психологов беспокоит вопрос о возможности интеграции научной психологии и православного богословия. Если такая интеграция возможна, то каким образом можно ее осуществить? Если же невозможна, то почему?
В центре этого вопроса лежит возможность развития христиански ориентированной психологии. Для того чтобы продуктивно обсуждать пути интеграции, нужно определить область значений, которые могут быть объединены в рамках этой интеграции.
Представим это поле в виде двух пересекающихся прямых, задающих полюса напряжения. Вертикальная линия начинается с христианской антропологии – предельного откровения о сущности человека. Нижняя точка этой вертикали должна быть психология, но какая именно? Я считаю, что здесь должна быть психологическая антропология – учение о развитии человека в его духовно-душевно-телесных аспектах.
Почему антропология, а не просто учение о душе в православном богословии или общая психология? Термин "антропология" здесь используется в своем предельном значении. Речь должна идти об антропной науке – как учении о человеке вообще, а не только о его биологической природе.
Горизонтальная линия начинается с ценностей и смыслов бытия человека, которые представлены в гуманитарных науках, в первую очередь в богословии. В правой стороне этой линии должны быть ступени становления "собственно человеческого в человеке", представленные в нормативной периодизации развития человека в психологии.
Именно в точке пересечения этих двух линий может быть сформирована христианская психология. Однако масштаб освоения и тщательность предметной проработки такого пространства являются одними из главных вопросов, требующих дальнейшего обсуждения.
На сегодняшний день можно наблюдать взаимно настороженные отношения между научной психологией и православным богословием. Процессы глобализации и идеология постмодернизма привели к цивилизационному кризису, который затронул не только европейский континент, но и всю планету в целом. Некоторые из причин этого кризиса находятся в современной психологии, в ее достижениях и открытиях в области человеческой психики, а другие – в системе светских гуманитарных наук и секулярной культуре европейской цивилизации.
Мы должны продолжать обсуждать возможности интеграции научной психологии и православного богословия, несмотря на настороженность между этими двумя областями знания. Такая интеграция может привести к новым открытиям и пониманию человеческой природы во всех ее аспектах.
Перед нами стоят важные задачи – продолжать исследования в области психологической антропологии, углублять понимание ценностей и смыслов бытия человека, развивать нормативную периодизацию развития личности в психологии, а также изучать отношение православного богословия к вопросам психологии.
В конечном итоге, интеграция научной психологии и православного богословия может привести к созданию новых методик и подходов в работе с пациентами, а также к более глубокому пониманию человеческой природы и ее связи с высшими ценностями и смыслами бытия.
Однако, если мы взглянем на кризисный процесс более внимательно, то станет ясно, что глубинной причиной кризиса является сам человек. А значит, антропологический кризис играет ведущую роль в существовании кризисной эпохи. Сегодня мы видим особый поворот в антропологии: все, что происходит с человеком, оказывает решающее влияние на общество и культуру, а также на глобальную динамику современного мира.
Эта перемена может быть описана распространенной постмодернистской формулой - "смерть субъекта". Она означает исчезновение метафизической инстанции в человеке как субъекте познания, который господствовал в классической европейской философии, начиная от Декарта и заканчивая Гегелем. Смерть субъекта познания в свою очередь привела к целому ряду других смертей: на рубеже ХХ века было объявлено, что "Бог умер!", а в последующий период расчеловечивания человека привел к печальной констатации, что и "Человек умер!", по крайней мере – в европейском варианте модели человека. Появились новые модели человека, такие как фрейдистский человек, скиннеровский крысоподобный человек, репертуарно-ролевой человек и множество других его фантомных моделей.
Сегодня философско-метафизическая мысль и общество продолжают, подобно Диогену, искать ответ на вопрос "кто такой человек?". В до сих пор существующей "субъект-объектной" структуре сознания рационализма Нового и Новейшего времени, человек всегда представлялся в качестве отдельного индивидуума, часто изолированного от окружающего мира. Этот живой атом в процессах социализации становился то субъектом познания, то субъектом действия, оставаясь при этом психологически отдельной особью. Однако, человек-особь, жестко специализированный форматами наличной цивилизации, если еще натурально и не умер, то сильно усомнен в полноте своего бытия.
Сомнения в жизнеспособности европейцев сегодня связаны с тем, что их знания о самом себе основаны на рациональном, естественно-научном подходе, который ограничивает понимание полноты человеческой реальности. Это знание ориентировано на субъект-объектное изучение мира, что не позволяет ему приблизиться к полному пониманию человека и его места в нем. Многие гуманитарные практики, такие как образование, медицина, политика и психология, также основываются на этом типе знания.
Однако следует отметить, что любая практика может быть гуманитарной, если она направлена на развитие "человеческого в человеке", а не на отвлеченную цель. Любая практика, которая не делает этого, не может быть считаться гуманитарной, даже если притворяется, будто делает. Сегодня мы имеем много различных практик, которые направлены на помощь человеку в становлении самого себя, однако некоторые из них приводят к освобождению человека от ответственности перед Абсолютными смыслами его бытия.
Технологии, которые используются для управления мыслями и поведением людей, основаны на строгом научном знании о психических явлениях и состояниях человека. Они могут быть использованы для внешнего программирования и духовного кодирования личности. Средства массовой информации, такие как рекламные ролики, техника 25-го кадра, гипноз и техники колдунов и гадалок, используются для оккупации сознания других людей и программирования их жизней в своих целях.
Среди психотехнических средств можно выделить различные способы суггестии и "промывки мозгов", а также распредмечивание и протезирование сознания, софистику и демагогию, целевые фрустрации и магическое вменение веры, эзотерику и чародейство, психологическую дрессуру под видом психотренинга.
Социотехнические средства, такие как политические технологии, направлены на манипуляцию социальными пристрастиями и поведением групп населения. Эти технологии часто используются в период политических акций, таких как выборы, демонстрации и референдумы. Они способствуют анестезии нашей чувствительности к социальным противоречиям и переводят ответственное самоопределение личности в пространства приватной жизни.
Сегодня в нашем обществе существует множество социотехнических методов, которые используются для манипуляции людьми. Среди них можно выделить такие приемы, как пропаганда идеологий, блокирование рефлексии, создание ложного выбора и перевод ответственности на других.
При этом техника сама по себе не носит морального характера. Но ее применение ограничивает понимание человека как целостной личности и превращает его в отдельные фрагменты, которые могут быть использованы только для конкретных социальных задач.
К сожалению, в нашем обществе все еще сохраняются элементы цивильно-технического подхода к жизни, который не учитывает основных ценностей человечества. В частности, ставится под угрозу самостоятельность, индивидуальность и уникальность каждого человека, что в свою очередь определяет смысл его образования, деятельности и взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, необходимо осознать, что истинная ценность человека заключается в его само-стоянии, наличии самосознания и личностного способа жизни. И только при таком подходе можно достичь настоящего величия человечества.
Сегодня в обществе все больше внимания уделяется понятию "человечность" как особой ценности, которая определяет поведение и деятельность людей. Многие ученые, политики и социальные работники приходят к выводу, что человеческий потенциал может стать неисчерпаемым ресурсом для культурно-исторического развития общества и каждой личности.
Однако возникает вопрос: каким образом можно консолидировать и увеличить мощность человеческого потенциала и его качество? Один из главных вызовов нашего времени заключается в необходимости нахождения прямых и профессиональных решений для производства и воспроизводства человечности.
В этой связи образование играет ключевую роль. В современных концепциях и программах развития образования активно появляется новое гуманитарно-антропологическое измерение. Главная задача образования заключается в том, чтобы стать универсальной формой развития базовых способностей человека, которые позволят ему сохранять и защищать свою человечность. Образование должно помогать людям становиться не только материалом и ресурсом социального производства, но и подлинными субъектами культуры и исторического действия.
Таким образом, постановка перед образованием задачи сохранения и развития человечности является беспрецедентной и требует серьезных усилий со стороны общества в целом.
Сегодня в гуманитарных науках все большее значение приобретает антропологическая парадигма. Ее основной задачей является ориентация на человеческую реальность во всех ее измерениях, поиск условий для формирования полноценного человека и его развития. Человек рассматривается как субъект своей жизни, личность во взаимодействии с другими и индивидуальность перед Абсолютным бытием.
Тем не менее, сегодня требуется пересмотр философских, психологических, социально-педагогических и политико-экономических основ гуманитарных практик в свете антропологической модальности. Современная психология и педагогика должны перестать быть инструментами духовной манипуляции и социальной дрессуры, а стать науками, ориентированными на человека, которые строят антропо-практики – практики выращивания "собственно человеческого в человеке".
Эти практики реализуются в пространстве субъективной реальности человека – в общности деятельности, со-бытийной общности и рефлексивного сознания. Именно здесь можно создать жизненные ситуации, которые способствуют самоопределению, обретению субъектности и авторства действий. В этом пространстве возможно культивирование автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в идеале – его фактического самостояния в собственной жизни.
Однако построение такой практики является сложным процессом, поскольку полная потенциальность человека открыта только перед Его Создателем, что выносит рационализм Нового Времени за пределы собственно человеческого. Тем не менее, возможны пути для преодоления антропологического кризиса и достижения собственной человечности, которые требуют пересмотра основ гуманитарных наук и нового подхода к антропологической практике.
Продолжение следует...
Если вам интересен наш канал, то подписывайтесь на него, ставьте лайки и пишите своё мнение и комментарии 👇 )))