Об авиации год назад было сказано много, и повторяться у меня нет желания. Мы видим, что страна как летала, так и продолжает это делать. Я лично в прошлом году четыре раза куда-то летал, в этом пока что два. Исходя из личных наблюдений, не могу сказать, что аэропорты опустели. Нет, народ летает, рейсы есть, другой вопрос, что география претерпела существенные изменения. Но тут опять же вопрос не к нам. Ведь не мы же первыми закрывали своё воздушное пространство. Тут можно было бы поговорить о политике, но и такого желания у меня нет. Поговорим же мы об увеличении пассажиропотока в нескольких неожиданных российских аэропортах. И для начала отправимся на Кавказ.
Минеральные Воды важный населенный пункт для отечественной логистики. Но до прошлого года всё же местный железнодорожный вокзал скорее ассоциировался с пассажиропотоком. Если же кто-то мне сказал бы лет пять назад, что именно аэропорт в Минеральных Водах станет хабом для региона, я бы не поверил. Но политика внесла тут свои корректировки. Естественно прирост объясняется тем, что часть аэропортов на юге перестала работать, но в любом случае для Минеральных Вод прирост в 28% по отношению к 2021 году это серьёзная цифра. За прошлый год местный аэропорт переварил 4 миллиона 86 тысяч пассажиров.
Если рост Минеральных Вод я могу ещё как-то объяснить то, что случилось в Иркутске, является для меня загадкой. Хотя, наверное, всё можно объяснить наличием Байкала. У нас вообще как устроен внутренний туризм для большинства людей? Первой на ум приходит Камчатка, потом Алтай, ну а дальше уже Байкал. Посмотрев ценники на Камчатку люди, как правило, склоняются к Байкалу. Так вот там прирост составил 27%. То есть через аэропорт прошло 2 миллиона 630 тысяч человек. Несомненно, такой поток повлёк за собой и развитие различного местного сервиса. У людей же ведь сейчас есть запрос на качество обслуживания, и это самое обслуживание растёт в последние годы.
Вместе с тем растёт и интерес к своей стране. Я понимаю, что для кого-то внутренний туризм стал мерой вынужденной. Но часть людей, несомненно, открыли для себя новые регионы и приятно удивились. Сужу по своим знакомым. Конечно, тот, кто любил, как тюлень валяться в Турции тот, так и продолжает, но я лично это вообще за отдых не считаю. А вот люди, интересующиеся хотя бы чем-то за пределами Москвы и Питера, судя по всему, открыли для себя Дагестан. Туда, по-моему, вообще повадились ездить толпы. Во всяком случае, я регулярно вижу отчёты о поездках туда и все они восторженные. Регион прямо скажем интересный, и я тоже мечтаю туда однажды добраться. Хотя я хочу въехать в Махачкалу именно по земле. Но это я, а люди же торопятся и потому пользуются дюралевыми баклажанами.
Так вот местный аэропорт продемонстрировал рост в 24%. Через него прошло за прошлый год 2 миллиона 509 тысяч пассажиров. Судя по всему, у Дагестана есть чему поучиться другим нашим регионам. Потому что такой резкий скачок пассажиропотока сложно объяснить случайностью. Конечно, тут сказалось, что какие-то другие аэропорты в той стороне временно не работают, но добираться в тот же Воронеж через Махачкалу вряд ли кто-то будет. Здесь рост для меня выглядит неожиданным и удивительным.
Можно было бы отметить и аэропорт Жуковский, расположенный в столице, но это будет нечестно. Там рост 100%, но и сам аэропорт буквально только открылся. Есть прирост в Сочи и Новосибирске, но там цифры не так впечатляют как в Якутске. Да, в Якутске к моему удивлению тоже наблюдается рост в 24%. Пассажиропоток там составил 986 тысяч человек. Ещё один удивительный пример развития авиации внутри страны. Опять же не знаю, с чем связан скачок именно там.
А вообще объяснить по какому принципу наблюдается рост авиаперевозок в некоторых регионах, я лично не могу. Допустим в Калининграде, Самаре и Перми наблюдается падение пассажиропотока. Зато Челябинск, Омск и Сургут демонстрируют рост. И явно это никак не связано с туризмом. Все-таки туристов больше едет в Калининград, чем в Сургут. Глядя же в целом на наши аэропорты понимаешь, что ситуация крайне занятная сейчас и делать какие-то выводы рано. Вот лет через пять можно будет анализировать какие-то тенденции. На данный момент можно сказать точно, что мы не вернулись к показателям до 2020 года. Это факт, против которого сказать нечего. Но и нельзя говорить о каком-то крахе авиации. Здесь всё весьма непросто.
Напоследок надо сделать какой-то вывод, но его сделать невозможно. Видно точно одно. Страна как летала, так и продолжает летать. Может быть меньше чем раньше, но так это не только у нас так. В Европе тоже пассажиропоток просел относительно прошлого десятилетия. Мы теперь живём в новом и дивном мире. Вот и посмотрим, что будет дальше.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.