Лето – пора гонок. И по части событий у нас сегодня короткий, сугубо гоночный и очень грустный дайджест. Очередной этап Кубка мира по кросс-кантри. Еще одна многодневка, наряду с Критериум Дофине являющаяся репетицией Тур де Франс. И трагический эпизод, навсегда оставшийся на страницах шоссейного велоспорта.
Ларс Форстер забирает победу на этапе XCO в Леоганге
В прошедшее воскресенье Ларс Форстер (Thömus Maxon) атаковал соперников на последнем круге и одержал победу на третьем этапе XCO (олимпийское кросс-кантри) на Кубке мира UCI по маунтинбайку в Леоганге, Австрия. Швейцарский гонщик финишировал на 14 секунд впереди Луки Шварцбауэра (Canyon-CLLCTV). Ондрей Цинк (Primaflor Mondraker Genuins) финишировал третьим в 23 секундах от лидера.
Печально известная сложная трасса Леоганг оказалась еще более сложной задачей из-за крайне сильной жары, которая выдалась на все выходные.
Шварцбауэр бросился вперёд со старта и начал задавать темп всей гонке. Вскоре на подъеме его добрал Пьер Де Фруадмон (Orbea Factory Team). Бельгиец ехал первым колесом до конца стартового круга, а Шварцбауэр составлял ему компанию.
Из-за неумолимого темпа гонщика Canyon-CLLCTV, который как будто не понимал, что нужно сохранить свои силы, догоняющие разделились. Пришлось подождать еще несколько минут, пока собиралось более крупное формирование в голове гонки. В итоге впереди оказалось восемь гонщиков: Лука Шварцбауэр, Пьер Де Фрудмон, Джордан Сарру (Team BMC), Джошуа Дюбо (Rockrider Ford Racing Team), Ондрей Синк, Алан Хатерли (Cannondale Factory Racing), Ларс Форстер и Матиас Флюкегер (оба (Thömus Maxon). Нино Шуртер (Scott SRAM), который недавно стал настоящим героем, был 29-м, отстав от лидеров на 55 секунд.
Шварцбауэр продолжал задавать темп. Затем Синк взял на себя лидерство, не ужесточая гонку. Матиас Флукигер выехал вперёд и занял в группе четвертое место.
Синк решил встряхнуть формирование на самом жестком подъеме, чтобы отцепить соперников. Ход поначалу сработал отлично, так как только Шварцбауэр смог угнаться за лидером. Тем не менее, сначала Флюкигер, а затем Де Фруадмон и Сарру снова добрали двух гонщиков.
Таким образом, следующий круг во главе со Шварцбауэром начали ещё четверо. Затем на основном подъеме Флюкегер выжал свои припасенные ватты, оставив позади всех своих соперников кроме Шварцбауэра. Синк, сперва выпавший после атаки, всё же сумел собраться и переложился к дуэту лидеров. Казалось, Матиас так и будет далее задавать ход гонки. Но в дверь Флюкигера постучалось крупное невезение – заднее колесо швейцарца спустилось, после чего он потерял почти минуту на замене колеса.
После этого события лидерство по-прежнему делили между собой Шварцбауэр и Синк, в то время как Флюкигер начал свое возвращение в голову гонки. Разрыв постепенно сокращался. 44 секунды. 37 секунд. 33 секунды. 29 секунд. В это же время Ларс Форстер, обойдя уже изрядно уставших Сарру и Фруандмона, стал неожиданным гостем для дуэта лидеров. В итоге сформировалось финальное трио, которое будет бороться за победу на оставшихся полутора кругах.
Позади Флюкигер выбрал так же уехавшего вперёд от остальных гонщиков и пребывавшего на четвертом месте Алана Хатерли и нацелился на тройку лидеров в 22 секундах от них.
Закончилось все тем, что на последнем круге Форстер неожиданно взял на себя инициативу в тройке лидеров и сумел удержать позицию до конца.
Далее на финишной отсечке Хатерли все же сумел стать четвертым. Настоящий герой дня Флюкигер приехал пятым. Нино Шуртер, неожиданно для всех, занял скромное 21-е место и уступил лидерство в общем зачете.
«У меня был довольно хороший старт, и сегодня я чувствовал себя хорошо. Я сказал себе набраться терпения и напомнил себе о жаре и о том, как долго длится гонка. Я просто не торопился, начал набирать места и начал думать, что смогу попасть в топ-5», — сказал Форстер.
«Когда я обогнал Матиаса [Флюкигера], я знал, что победа возможна. Я знал, что буду самым сильным горняком на предпоследнем круге, поэтому я продолжал двигаться дальше. У меня были мурашки по коже на последних 500 метрах на последнем круге, я так счастлив».
«То, что я могу добиться такого результата на такой трассе против гонщиков на 8-10 кг легче меня, просто невероятно. Это первый Кубок мира, на котором я смог проехать абсолютно безболезненно, и я наконец-то смог увидеть, на что способно мое тело», — сказал Шварцбауэр, занявший второе место.
В общем зачете кросс-кантри теперь лидирует Джордан Сарру с 580 очками, на втором месте Нино Шуртер с 565 очками, а у Луки Шварцбауэра на третьей позиции 548 очков.
В гонке XCC (кросс-кантри шорт-трек) в пятницу Джордан Сарру опередил Луку Шварцбауэра и взял первое место.
Все в том же Леоганге Пак Питерс уверенно побеждает в женском зачете
А у женщин всю гонку доминировала Пак Питерс (Alpecin-Deceuninck), лидируя со старта и до самого финиша. Ближайшей сопернице, Моне Миттервальнер (Cannondale Factory Racing), Пак «привезла» на финишной черте 38 секунд. Третье место в 56 секундах у Лауры Штиггер (Specialized Factory Racing).
«Моя тактика заключалась в том, чтобы стартовать довольно быстро, чтобы дать более медленным стартующим невыгодное положение на подъемах. У меня был небольшой разрыв в начале, и он просто продолжал расти. На протяжении всего пути я чувствовал себя не очень хорошо, но я просто продолжал давить, и это сработало.
Питерс, Энн Терпстра (Ghost Factory Racing) и Джени Ризведс (Team 31 Ibis Cycles Continental) на первом же круге открыли разрыв с Лоаной Лекомт (Canyon CLLCTV), Алессандрой Келлер (Thomus Maxon), Лаурой Штиггер и другими лидерами гонки. Отставание составляло 20 секунд, когда Риссведс уступила неумолимому темпу голландок. Затем от Питерс провалилась назад уже и Терпстра. Полин Ферран-Прево (Ineos Grenadiers) была в этот момент 13-й с отставанием в 36 секунд от Питерс.
Пак проехала первый круг без единого намека на слабину. Терпстра выглядела все хуже и хуже, пока Штиггер и Ризведс не догнали ее, но разрыв с Питерс к тому моменту составлял уже целых 34 секунды. Ферран-Прево и Миттервальнер сумели переложиться к догоняющему трио.
Отрыв гонщицы Alpecin-Deceuninck перестал увеличиваться и стабилизировался на отметке 35 секунд. Это могло бы поднять боевой дух преследователям, если бы не тот факт, что в самой группе открылся бой. Штиггер и Ризведс ехали чуть впереди, а Ферран Прево и Миттервальнер немного сзади. В итоге Ризведс, Штиггер и переложившаяся к ним Миттервальнер уехали вперёд, а Ферран-Прево осталась наедине с очередным подъемом.
К концу гонки Ферран-Прево постепенно теряла свои силы, и когда Лоана Лекомт и Сина Фрей (Specialized Factory Racing) обогнали ее, француженка из Ineos даже не смогла отреагировать ни на мгновение.
Последний круг голландка начала со спокойствием, имея достаточную временную подушку, чтобы не рисковать больше, чем необходимо. Миттервальнер нашла в себе силы оторваться от Штиггер и Ризведс. Штиггер, в свою очередь, смогла атаковать шведку и уехать вперёд на 12 секунд. Это положение дел сохранилось до финишной черты. Лоана Лекомт смогла завершить гонку пятой, а Полин Ферран-Прево стала седьмой позади Сины Фрай.
Питерс увеличила свое лидерство в серии до 781 очка. Полин Ферран-Прево (Ineos Grenadiers), занявшая седьмое место в воскресном раунде, идёт второй – у неё 640 очков. Лоана Лекомт (Canyon CLLCTV) имеет третье место и 630 очков.
Что до шорт-трека, то там Питерс так же атаковала на последнем круге, но Полин Ферран-Прево использовала её атаку, чтобы сперва поддержать её, а затем атаковать самой и суметь оторваться от голландки на 5 секунд. Ферран-Прево – первая, Пак Питрес – вторая. Третьей стала Иви Ричардс (Trek Factory Racing), с отрывом в 7 секунд.
Самый трагичный в истории этой многодневки Тур Швейцарии завершен
Со смертью Джино Медера Тур Швейцарии 2023 года войдет в хронику событий как одна из самых трагичных многодневных гонок. Но наряду с ужасной трагедией история также запишет имя датского гонщика Маттиаса Скьельмозе как достойного победителя 86-го выпуска этой гонки.
18 июня состоялась кульминация 86-го Тура Швейцарии. В финальной гонке на время каждая секунда могла быть оспорена. Молодой испанец Хуан Аюсо (UAE Team Emirates) победил, но при этом всего на восемь секунд опередил Ремко Эвенепула (Soudal Quick-Step).
И этого оказалось недостаточно, чтобы претендовать на победу в общем зачете. Датская восходящая звезда Маттиас Скьельмосе (Trek-Segafredo) одержал верх над Аюсо всего на девять секунд в генеральной классификации. Третьим в общем зачете стал Ремко Эвенепул. Ваут ван Арт (Jumbo-Visma) получил черную майку как лидер зачёта по очкам, в то время как Паскаль Энхорн (Lotto Dstny) стал лучшим горняком. Молодежная майка года досталась победителю генеральной классификации Скьельмозе.
«Я хотел выиграть для Джино сегодня! Он был замечательным парнгем, и так много дал всем в нашей велосипедной семье. Я хотел что-то отдать взамен» - новый чемпион «Тур де Свисс» был эмоционален, когда пересек черту и после этого встретился со СМИ.
Оглядываясь назад, можно сказать, что начало Тура Швейцарии было идеальным. Победа Штефана Кюнга (Groupama–FDJ) в индивидуальной гонке на время на первом этапе и его последующий день в желтом цвете создали фантастическую атмосферу. Эритрейские болельщики были в восторге от победы Биниама Гирмая (Intermarché–Circus–Wanty) в спринте в конце второго этапа. На финальном восхождении третьего этапа борьба за общий зачет начала обретать форму. Молодые претенденты во главе с Маттиасом Скьельмозе вызвали ажиотаж, и после второго горного финиша на четвертом этапе на вершине общего зачета оказались трое молодых перспективных гонщиков в возрасте до 25 лет – сам датчанин, Феликс Галл (AG2R Citroën Team) и Хуан Аюсо.
Королевский пятый этап от Фиша до Ла-Пунта должен был стать большим велосипедным праздником. Но развернувшаяся на нём трагедия теперь хорошо известна.
Швейцарский велогонщик Джино Медер, бывший победитель этапа Джиро д'Италия, умер в возрасте 26 лет после того, как съехал в овраг на Туре Швейцарии в четверг 15 июня.
Гонщик Bahrain Victorious был доставлен по воздуху в больницу в Куре после того, как его реанимировал медицинский персонал, прямо на перевале Альбула. Американец Магнус Шеффилд из Ineos Grenadiers также вылетел с трассы и был доставлен в больницу с сотрясением мозга. Его жизни и здоровью, к счастью, ничего не угрожает.
Потеря Джино Медера, естественно, омрачила спортивные события и вызвала большую печаль во всем велосипедном сообществе. Памятная поездка в Обервиль-Лиели на отмененном 6-м этапе дала пелотону, организации и болельщикам шанс попрощаться. «Это были эмоциональные дни, которые вся команда Тур Швейцарии никогда не забудет», - сказал директор Тура Оливье Сенн, выступая от имени всех участников. «Продолжение Тура Швейцарии было непростым решением, и оно было принято только после консультаций с семьей Джино, нашим персоналом и командами, поэтому, с нашей точки зрения, это было правильное решение», - продолжил Сенн.
После отмененного 6-го этапа чемпион мира Ремко Эвенепул одержал сольную победу на 7-м этапе. Её он посвятил Джино Медеру, как и Матиас Скьелмосе впоследствии.
Две генеральные репетиции перед Тур де Франс – Тур Швейцарии и Критериум Дофине – выиграли представители Дании. Ждёт ли нас датское дерби, или же все сведется к попыткам датчан как-то ужиться в генеральной классификации с гражданином Словакии – скоро узнаем.