Найти тему
Спорт-Экспресс

«Увидел, как дед одной рукой приподнимает «Запорожец». Попытался повторить». Воевода – о примерах для подражания

Рассказывает знаменитый российский бобслеист.

Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»
Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»

В начале 2014 года перед Олимпийскими играми в Сочи знаменитый российский бобслеист-разгоняющий, чемпион мира и призер Олимпиад в этом виде спорта, а также трехкратный чемпион мира по армрестлингу Алексей Воевода дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. В материале ниже – рассказ Воеводы о том, почему он старается равняться на своего силача-деда и легендарного штангиста Юрия Власова.

– Президент ОКР Александр Жуков поражался – многие отказались от роли знаменосца (на Играх-2014 в Сочи – прим. «СЭ»). Кто-то из-за близких стартов, кто-то боится спугнуть фарт. Вам предлагали?

– Были разговоры. Если б предложили – я бы точно не отказался. Не могу понять, почему это считается дурной приметой. Кто-то говорит жестче – «проклятая профессия». Да ерунда! Многие великие чемпионы несли знамя – и потом выигрывали олимпийскую медаль. Но даже если б это действительно было дурным знаком – я бы принял удар на себя с удовольствием. В военном деле знаменосец – самый сильный воин.

– Значит, вы не суеверны? И черная кошка не смутит?

– Буду ждать неприятностей – но все равно пойду первым. Спортсмены сотканы из определенных информационных блоков и суеверий, но я не такой. Приметы действуют на тех, кто в них верит…

– Ваш родной Сочи за последнее время сильно изменился. Что особенно удивило?

– Роза Хутор. Горки. Теперь здесь настоящая, красивая Европа. Здания такого уровня в нашем городе – это фантастика. Многие говорят про сочинское строительство только негативное, а я скажу другое. Был на Олимпиаде в Турине. Вот те воспоминания – тихий ужас.

– Почему?

– Мы ходили по каким-то коврам, слякоть, грязь по колено, узкие итальянские дорожки… Просто кошмар. А у нас современная, чудесная набережная. Подъемники самого высокого уровня, с подогревом. Сегодня я до любой части города добираюсь за 7-10 минут. Прежде стоял по четыре часа, в Сочи были две дороги: Донская и Виноградная. Все!

– Что-нибудь жаль из Сочи вашего детства?

– Жаль, что ушла деревенская ментальность.

– Это как, простите?

– Мы превратились в олимпийскую столицу со всеми минусами. Раньше были добрым городом деревенского типа. С такой же ментальностью. Поэтому есть ностальгия. Некоторые за прежними ощущениями едут теперь в Геленджик. Там тихо, спокойно. Сидишь в ресторане – а как будто у себя дома.

Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»
Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»

– Прежним Сочи уже не будет?

– Многое вернется. Вот завершится Олимпиада, улягутся цены. Сегодня мой огромный Amarok кажется на сочинских улицах недорогой машиной.

– Вы – единственный житель этого города в составе сборной. Какие они – сочинцы?

– Курортники!

– Занятно.

– А главное – точно. Ярко выраженная курортная ментальность, мы любим отдыхать. При этом умеем хорошо работать. Настоящий сочинец никогда не скажет – «в Сочах». Только – «в Сочи».

– Судя по вашей фигуре, работать сочинцы действительно умеют. Что такое – обычный день Воеводы?

– Жесткие тренировки каждый день. Постоянная работа над собой. Читаю книги по методике подготовки. Рутина меня убивает – поэтому придумываю новые упражнения. Перечитываю «Истоки богатырства. Секреты атлетизма». Это старая книга, в ней собраны методики подготовки наших богатырей вроде Александра Засса. Она мне объяснила главное.

– Что именно?

– Сила строится не на мышцах. На связках! И там же куча упражнений на связки. Страхуешь себя от травм. Будут крепкие связки – мышцы не порвутся. Есть в организме система, которая блокирует мышечные усилия исходя из способностей связок. Вот взгляните на мои мышцы.

– Уже осмотрели со всех сторон.

– Такие способны поднимать и 300 кило!

– Не сомневаемся.

– Но эти 300 кг не выдержат связки и кости. Поэтому развиваю связки – повышая физическую силу. Былинные богатыри делали так.

– Когда-то вы цитировали Юрия Власова…

– Обожаю его книжку «Справедливость силы». А фраза там замечательная: «Сила, как и разум, является безграничной». Я смотрел на своего деда, который гнул пальцами советские пятаки – и понимал: да, силе предела нет. А деду было 70 лет!

– Вы так можете?

– Даже сейчас не могу. До деда пока не дорос.

– Почему?

– А вот силы не хватает. Мой дед – уникум. Причем с виду – самый обычный человек, вроде вас. Таких мышц, как у меня, точно не было, весил 85 кг. При росте 182 см. А сила – феноменальная! Я всегда равнялся на него, а не на современных спортсменов. Дед мне сказал: «Я никогда ни с кем не соревновался. Лишь сам с собой. Старался поднять больше, больше, больше…» Я тоже каждый день бью собственные рекорды. Потому и расту.

Алексей Воевода и Александр Зубков. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Алексей Воевода и Александр Зубков. Фото Федора Успенского, «СЭ»

– Вчера какой побили?

– Вчера у нас был день отдыха. Побил сегодня, неплохо побегал. У меня есть специальные упражнения для срыва боба. Вернулся с Кубка мира – сразу отправился в спортзал и перекрыл свой рекорд. Все во время соревнований чуть слабеют – а я вернулся сильнее.

– Однажды мы найдем Юрия Власова, к нему куча вопросов. А у вас к Юрию Петровичу вопросы есть?

– Я потрясен, насколько он был не зашоренный для того времени. Не боялся веса в 200 кг. И стал первым, кто его поднял. Для остальных эта цифра казалась фантастикой. Вы знаете, что у меня много учеников в армрестлинге?

– Что-то слышали.

– Уже лет десять работаем. Чтоб получить «заслуженного тренера России», мне не хватило выступления одного ученика на чемпионате мира. Мальчишка не смог поехать, семейные обстоятельства. А был чемпионом мира по юниорам. Так вот, мои ученики делятся на две категории. Одни не боятся никакого веса. Сражаются сами с собой. Из них вырастут чемпионы. А есть другие – вечно оглядываются, кто сколько поднял. Они сами себе выстроили барьер и ничего не добьются. Вот у Власова барьера не было. Истинный мыслитель.

– Вы же попали в профессиональный спорт поздно?

– В 20 лет! До этого занимался физкультурой. Нравилось работать с большими весами. В 17 лет «делал» 320 кг. Увидел, как дед одной рукой приподнимает «Запорожец». Попытался повторить.

– Получилось?

– Двумя руками. В этом вообще ничего сложного. У деда рука была гладкая, как огромная мозоль, даже линия жизни стерта. Умер в 78 лет – держал в себе все проблемы со здоровьем. До момента, пока стало поздно лечить.