Если вы перешли в этот пост, увидев заголовок, значит я успешно завладел вашим вниманием, причем самым дешевым из возможных способов (злобный смех). Впрочем, сделал я это с благой целью. Я хочу рассказать о том, какое влияние на нас оказывает социальная среда, в том числе посты в интернете, и о том, как научиться потреблять информацию с пользой для себя любимого.
Часть 1. Кто формирует картины мира
Представьте ситуацию: человек приходит домой после работы, включает телевизор и во время ужина в фоновом режиме слушает последние новости. Осмысленным потреблением информации здесь и не пахнет, но этого вполне достаточно, чтобы в голове отложились отдельные картины мира — описания части окружающей действительности. То же самое происходит и во время пролистывания ленты новостей в социальных сетях.
Здесь есть две проблемы. Первая заключается в том, что сведения средств массовой информации могут быть недостоверными или однобокими. Это любимая уловка пропагандистов. Например, по телевидению они нередко рассказывают о том, как в стране все хорошо, а за ее пределами плохо. Вторая проблема — несформированность мышления и, соответственно, легкая внушаемость. Пользуясь вниманием и доверием людей, всевозможные организации и властные структуры стремятся заложить им в головы выгодные для корпораций идеи. Так, маркетологи Coca-Cola однажды сказали всему миру, что их газировка — это главный новогодний напиток. И ведь сработало.
«Каждый поставщик контента стремится завладеть вниманием потребителя, чтобы заложить в него определенную картину мира, которая в нужный момент будет востребована. Например, в тот момент, когда станет вопрос о покупке автомобиля, человек будет оперировать теми картинами мира, которые уже размещены в его голове. Ещё до покупки у потребителя формируются понятия, критерии, шаблоны и модели поведения. Автопроизводитель, как заправское учебное заведение, обучает своего потребителя, и поэтому хорошо понимает его текущий уровень развития и взгляды на жизнь»
«Системное саморазвитие»
Вот еще один пример: в 1963 году известный антрополог Дэвид Картер в эфире телеканала BBC рассказал, что люди, которые держат дома попугаев и учат их говорить, обладают в среднем более высоким уровнем интеллекта. На следующий день в зоомагазинах по всей Великобритании не осталось ни одного попугая. А теперь неожиданный поворот — эту историю я выдумал от начала до конца. Представьте, что было бы, если бы я вам об этом не рассказал ...