Такую отработанную схему использует Пентагон на Украине и в других регионах мира.
Министерство обороны Российской Федерации продолжает анализ преступной военно-биологической деятельности США и их союзников, отдельная роль в которой отведена научно-исследовательскому институту сухопутных войск США имени Уолтера Рида. Напомним, он был задействован в реализации военно-биологических проектов «Ю-Пи-1», «Ю-Пи-2», в ходе которых проводился активный сбор биоматериалов населения Украины, военнослужащих ВСУ во время боевых действий в Донбассе в период с 2014 по 2020 год. Как оказалось, его зарубежные филиалы также вовлечены в эту преступную деятельность США. Об этом рассказал на очередном брифинге начальник войск РХБ защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов. По его словам, всего подобных филиалов четыре, каждый из них оснащён лабораториями с высоким уровнем биологической изоляции и сетью территориальных подразделений для отбора проб и транспортировки штаммов.
О масштабах проводимых с опасными патогенами работ свидетельствует штатная численность филиала, расположенного в Таиланде, составляющая порядка пятисот человек. Филиал имеет подразделения в Непале, Камбодже и на Филиппинах, которые, в свою очередь, осуществляют взаимодействие ещё с 12 странами Юго-Восточной Азии. И кроме института сухопутных войск армии США, сетью зарубежных филиалов располагает медицинский научный центр ВМС США. Подведомственные ему лаборатории НАМРУ осуществляют работы с патогенными микроорганизмами в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Америке.
– Подобный «разветвлённый» подход, реализуемый по всему миру, позволяет американскому военному ведомству получать доступ к эпидемически значимым вариантам патогенов, которые являются потенциальными агентами биологического оружия. В их числе лихорадки Марбург и Эбола, малярия, лихорадка долины Рифт, – перечислил исходящие от такой деятельности США угрозы начальник войск РХБ защиты Вооружённых Сил Российской Федерации.
Он отметил, что полученные в ходе специальной военной операции материалы подтверждают связь института имени Уолтера Рида с управлением министерства обороны США по снижению угрозы ДИТРА и его ключевым подрядчиком – компанией «Метабиота». Имеющаяся финансовая и научная документация свидетельствует о деятельности компании на территории Африки – в Кении, Уганде и ЮАР. В числе заказчиков со стороны американского правительства, кроме управления минобороны США по снижению угрозы ДИТРА, указаны Агентство национальной безопасности и Государственный департамент Соединённых Штатов.
– В документах описываются «гибкие» методы деятельности «Метабиоты», позволяющие скрыть участие правительства США в зарубежных проектах и решать бюрократические вопросы за счёт найма на работу местных чиновников. Вместе с тем из-за возрастающей обеспокоенности мирового сообщества Пентагон вынужден менять свою тактику при организации работ «двойного назначения», – подчеркнул генерал – лейтенант Игорь Кириллов. – Ранее мы говорили о несанкционированном отборе проб сотрудниками компании в ходе вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014 году и их незаконной транспортировке в США. В 2022 году американская администрация официально прекратила деятельность «Метабиоты» в Африке, так как противоправные методы работы компании стали вызывать слишком много вопросов на уровне национальных правительств. Все её функции были переданы некоммерческой организации из Камеруна, которая сообщила о приобретении «Метабиоты» в качестве дочерней организации.
В пресс-релизе компании от 14 октября 2022 года отмечено, что «Некоммерческая организация «Хиада» возьмёт на себя проекты «Метабиоты» в Камеруне, Демократической Республике Конго и Сьерра-Леоне. Спонсорами этой работы являются министерство обороны США, центры по контролю и профилактике заболеваний и агентство США по международному развитию…».
При этом, по заявлению основателя «Метабиоты» Натана Вулфа, «…передача компании соответствует видению правительства США о локализации и укреплении местного потенциала…».
– Подобная схема «работы под прикрытием» позволяет Соединённым Штатам выводить из-под подозрения основных заказчиков и исполнителей военно-биологических программ, – подчеркнул начальник войск РХБ защиты ВС РФ.
Тем временем в самих Соединённых Штатах Америки за последние несколько лет количество биолабораторий с уровнями изоляции BSL-3-плюс и BSL-4 существенно увеличилось.
В Минобороны России уже отмечали, что в настоящий момент там находится 25 действующих и три строящиеся лаборатории, а в ближайшие несколько лет планируется открыть ещё 18 лабораторий BSL-4, большинство из которых будет расположено вне национальной юрисдикции.
На брифинге генерал-лейтенант Игорь Кириллов обратил внимание общественности на деятельность американских биолабораторий BSL-3-плюс. По его словам, на территории Соединённых Штатов 18 таких объектов, и в отличие от объектов BSL-4, в мерах укрепления доверия Конвенции о запрещении биологического и токсичного оружия нет чётко прописанного требования декларировать результаты их деятельности. Характерно, что только 40 процентов лабораторий с данным уровнем биологической изоляции являются государственными. Контроль за частными лабораториями практически не ведётся, даже несмотря на то что они проводят исследования с особо опасными патогенами. При этом наиболее распространённым патогеном, изучаемым в лабораториях BSL-3-плюс, является вирус высокопатогенного гриппа птиц, который, по мнению экспертов, способен вызвать следующую эпидемию.
– В этой связи хотел бы ещё раз обратить внимание на причастность Харьковского института ветеринарной медицины к проведению работ в рамках американских проектов «Ю-Пи-8» и «Пи-444». В ходе их реализации проводилось изучение путей миграции перелётных птиц, отбор и передача за рубеж штаммов вируса птичьего гриппа, обладающих высоким эпидемическим потенциалом и способных преодолевать межвидовой барьер. Роль этих проектов в ухудшении эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации ещё предстоит оценить, – заявил начальник войск РХБ защиты.
Он отметил, что в результате миграции с территории Украины инфицированных гриппом перелётных птиц уровень заболеваемости в Российской Федерации существенно повысился. Если в 2015 году случаев заболевания не фиксировалось, то с начала 2023 года выявлено 45 вспышек, 21 регион признан неблагополучным.
Более того, по его словам, на текущий момент на территории России сформировались природные резервуары и постоянно действующие эпизоотические очаги этого заболевания за счёт передачи возбудителя морским млекопитающим и неперелётным птицам, таким как чайки.
В российском военном ведомстве уже обращали внимание на массовую гибель птиц в заповеднике Аскания-Нова в Херсонской области, которая была спровоцирована пренебрежительным отношением к требованиям биобезопасности.
– Мы продолжаем анализ материалов расследования об инцидентах в американских лабораториях с высокой степенью защиты, проведённого независимой компанией «Интерсепт». Только лишь в лаборатории университета Северной Каролины, осуществляющей генно-инженерные исследования опасных патогенов, за период с 2015 по 2020 год зарегистрировано 28 лабораторных инцидентов, связанных с распространением аэрозоля микроорганизмов, розливами биоматериала и укусами лабораторных животных, – рассказал генерал-лейтенант Игорь Кириллов.
Так, в октябре и ноябре 2015 года в результате двух инцидентов как минимум пять сотрудников лаборатории подверглись воздействию аэрозоля модифицированного коронавируса, вызывающего тяжёлый острый респираторный синдром.
В апреле 2020 года в результате укуса лабораторного животного, инфицированного химерным штаммом возбудителя COVID-19, сотрудник был помещён на двухнедельный карантин.
В материалах расследования отмечено, что деятельность лаборатории создала риск инфицирования персонала и дальнейшего распространения генетически модифицированных возбудителей вирусных лихорадок, тяжёлого острого респираторного синдрома, высокопатогенного гриппа птиц и ряда других инфекций.
– Неприемлемо высокий риск аварийных ситуаций в американских биолабораториях является одной из причин их вывода из-под национальной юрисдикции и переноса на территорию третьих стран, включая Украину и другие государства. Этим объясняется ухудшение эпидемической обстановки в местах их размещения, появление несвойственных для данных регионов заболеваний и их переносчиков, – считает начальник войск РХБ защиты.
В российском военном ведомстве уже отмечали скептическую реакцию так называемых экспертов, получающих финансирование в виде иностранных грантов и подвергающих сомнению тезис о влиянии насекомых-переносчиков на эпидемиологическую обстановку.
По официальной информации Всемирной организации здравоохранения, последняя крупная вспышка жёлтой лихорадки в Африке в 2013 году была связана с резким увеличением численности комаров, что вызвало одномоментное появление 170 тысяч заболевших с тяжёлой формой инфекции, из которых 60 тысяч погибли.
– В этой связи интерес американских заказчиков к переносчикам трансмиссивных инфекций не случаен. Только в открытой печати научно-исследовательскими организациями минобороны США опубликовано более 100 работ по изучению основных видов комаров и клещей, переносчиков эпидемически значимых инфекций – лихорадок долины Рифт, Западного Нила, денге, Зика, – привёл факты генерал-лейтенант Игорь Кириллов, отметив следующую характерность: многие изучаемые заболевания, например конго-крымская лихорадка, клещевой и японский энцефалиты, не встречаются на территории Соединённых Штатов и не представляют угрозы для Северо-Американского континента.
По его словам, продолжаются попытки получения Пентагоном популяций переносчиков, возбудители которых не распространяются ими в естественных условиях, таких как лихорадка Эбола, гепатит B, СПИД и тяжёлый острый респираторный синдром. Уже были получены культуры комаров, инфицированные вирусом гепатита B.
Для усиления действия арбовирусов американские военные специалисты активно используют возбудителей паразитарных инфекций, таких как микрофилярии.
– Работы с переносчиками проводятся в профильных организациях минобороны на территории США и шести зарубежных филиалах. Это даёт возможность в лабораторных условиях поддерживать и инфицировать арбовирусами 89 видов комаров и 12 видов клещей. Одновременно разрабатываются программные продукты для прогнозирования распространения трансмиссивных инфекций (в отношении лихорадки долины Рифт прогноз построен для 47 видов насекомых-переносчиков), – рассказал начальник войск РХБ защиты о проводимых в США исследованиях переносчиков, которые носят выраженный военно-прикладной характер и выражаются в поиске оптимальных условий, когда достигается наибольшая эффективность применения инфицированных кровососущих насекомых и клещей. При этом в качестве полигона для отработки возможных сценариев США стремятся использовать территорию других государств.
По словам генерал-лейтенанта Игоря Кириллова, характерно, что спланированное киевским режимом подтопление территорий Херсонской области способно осложнить ситуацию, в том числе и по арбовирусным инфекциям. После спада уровня воды возможно формирование очагов заболеваний, передаваемых комарами, в первую очередь лихорадки Западного Нила.
О высоком техническом уровне готовности США к применению инфицированных переносчиков свидетельствует патент на беспилотный летательный аппарат, предназначенный для распространения в воздухе заражённых комаров, о котором в военном ведомстве уже говорили ранее. Напомним, что в соответствии с описанием беспилотник должен доставлять в заданный район контейнер с насекомыми и высвобождать их. При укусе комары способны инфицировать военнослужащих опасной инфекцией, например такой, как малярия. В описании к патенту подчёркивается, что заражённый военнослужащий не способен выполнять поставленные перед ним боевые задачи, и отмечено, что «…подобный способ заражения противника в военном отношении дал бы значительный эффект…».
– Согласно утверждённым стратегическим документам в области биопроизводства и противодействия биологическим угрозам Соединённые Штаты оставляют за собой право проводить исследования «двойного назначения» и управлять биологической обстановкой в своих интересах, – напомнил начальник войск РХБ защиты.
К слову, активно поддерживая такую деятельность, Великобритания заявила о собственных интересах в биологической сфере, приняв 12 июня 2023 года национальную стратегию биологической безопасности. Одна из заявленных целей документа – «достижение мирового лидерства в области инноваций…». Объём финансирования мероприятий в рамках стратегии составит ежегодно полтора миллиарда фунтов стерлингов.
– Таким образом, Соединённые Штаты Америки при поддержке своих союзников осуществляют широкомасштабные военно-биологические исследования, направленные на поиск эффективных методов применения возбудителей инфекционных болезней, – заявил на брифинге начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов, дав оценку, что реализация подобных планов позволяет формировать искусственные очаги особо опасных инфекционных заболеваний.
В Минобороны России это рассматривают как ещё один аргумент в пользу проведения международного расследования военно-биологической деятельности США.