Найти тему

Метаболичнский синдром или EMS или PPID

Это разница в 4 года. Лошадь накачалась, сформировалась, нарастила мышцу и жирок.
Это разница в 4 года. Лошадь накачалась, сформировалась, нарастила мышцу и жирок.

Расскажу про нашу беду. Которую мы все допустили. Она называется ламинит. Да, у Птицы ламинит. Она бегала малый приз, прыгала в связках 120 см, очень любила скакать в полях как скаковой конь или скаковой толстый конь. Хотя она не была никогда особенно толстой. Мы никогда не ковались, коваль всегда хвалил её копыта. Но она всегда очень любила покушать. Особенно траву. И этой весной все совпало. Тонкая подошва которая являлась одним из следствий нарушенного обмена веществ. И конюх который очень старался порадовать пингвинчика и подкашивал ей траву в денник. И все сошлось в одной точке. Лошадь перестала опираться полноценно на ноги. Они запульсировали, она перестала даже стоять нормально - качалась, перенося вес то на зад, то обратно на перед. Но проявления были гораздо раньше полноценной хромоты. Сейчас все по порядку.

-2

Вопрос ковки всегда стоял для меня открыто. Не факт что если бы лошадь была кованый, этой беды получилось бы избежать. Но уже давно её движения перестали быть особенно эластичными. Она старалась. Я делала ей массажи, искала проблему в мышцах, делала рентгены, и искала проблемы в суставах и не видела тонкой подошвы. Она не бросалась сильно в глаза. Я хотела её подковать, потому что нагрузки уже стали серьёзные, мы и прыгали и бегали и я хотела максимально облегчить ей соприкосновение с грунтом. И мне советовали её подковать. Но так же находились врачи и хорошие грамотные специалисты, которые очень аргументированно убеждали в непринужденной беседе, что ковать лошадь не нужно. Природа все предусмотрела. И наш коваль, которые два раза подряд забывал подковы ее размера. Игра случая? Вопрос с ковкой остаётся открытым. А мы имеем ламинит. На фоне эндокринной системы коня, которая немного сошла с ума.

Разница в 3 года. 2019 - 2022.
Разница в 3 года. 2019 - 2022.

И так, из Википедии:

Термин «метаболический синдром» был впервые введён в ветеринарию в 2002 году, когда P.J.Johnson написал, что ожирение, инсулинорезистентность и ламинит являются компонентами одного клинического синдрома, встречающегося у лошадей и пони. Развитие болезни во многом схоже с диабетом 2-го типа у людей, причиной развития которого является преимущественно высококалорийное питание при сидячем образе жизни. Однако, в отличие от человека, у лошади, наряду с высоким уровнем глюкозы в крови, сохраняется высокий уровень инсулина (у человека и мелких домашних животных гипергликемия сочетается с гипоинсулинемией).

Далее приведу очень понятную статью с сайта компании представителя кормов Dynavena в России:

Есть лошади, которые очень хорошо держат тело, иногда даже слишком хорошо. Создается впечатление, что им достаточно просто посмотреть на еду, чтобы потолстеть. Скорее всего, такие лошади страдают от метаболического синдрома.

Что такое метаболический синдром?

Когда в ЖКТ лошади попадают неструктурные углеводы (НСУ – сахар и крахмал), они быстро распадаются в тонком кишечнике до молекул глюкозы, которые легко проходят через стенки кишечника и всасываются в кровь. Глюкоза – очень важный источник энергии, поэтому, если она не нужна организму здесь и сейчас, то запасается на будущее в виде гликогена в мышцах и в печени.

Постепенно место для хранения гликогена заканчивается и оставшаяся глюкоза перерабатывается в жир.

Попасть из крови в мышцы глюкозе помогает гормон инсулин. Если в крови увеличивается количество глюкозы, повышается и инсулин, чтобы как можно быстрее доставить глюкозу по месту хранения.

Птица всегда была в хорошей форме и никогда не было причин снимать с тренинга. Но с марта стали появляться вопросы.
Птица всегда была в хорошей форме и никогда не было причин снимать с тренинга. Но с марта стали появляться вопросы.

У лошадей с метаболическим синдромом мышцы постепенно теряют восприимчивость к инсулину, и его требуется все больше и больше, чтобы вернуть уровень глюкозы в крови к норме. В результате в организме постоянно циркулирует повышенное количество инсулина. Такое состояние еще называется резистентностью к инсулину.

Вслед за инсулином возникает также резистентность к лептину – гормону насыщения. Лептин вырабатывается жировой тканью и дает сигнал мозгу: «Хватит есть!» Мозг лошадей, резистентных к инсулину, этот сигнал просто не слышит, поэтому они едят и едят, даже когда съели уже более чем достаточно. Характерные для метаболического синдрома отложения жира – на гребне шеи, вокруг вымени или препуция, у основания хвоста.

Чем опасен метаболический синдром?

Помимо того, что лишний вес – это чрезмерная нагрузка на все системы организма, наиболее опасным последствием повышенного уровня инсулина в крови является ламинит. Если искусственно ввести высокую дозу инсулина в кровь здоровой лошади, ламинит случится с вероятностью 100%. Около 90% всех случаев ламинита – это эндокринопатический ламинит у лошадей с резистентностью к инсулину.

В отличие от ламинита, вызванного отравлением, задержкой плаценты, разовым перееданием концентратов, бактериальной инфекцией и т. п., эндокринопатический ламинит возникает не резко, а развивается постепенно и не сопровождается явным воспалительным процессом.

На самом деле, все лошади с метаболическим синдромом страдают от легкой степени ламинита, который выражается в растянутой белой линии, слишком чувствительной подошве, скованных движениях. Лошадь предпочитает ходить по мягкому грунту, редко проявляет спонтанное желание двигаться, отказывается делать резкие повороты. При изучении под микроскопом в ламинарном слое копыт лошадей с метаболическим синдромом находили патологические изменения, даже когда лошади не показывали явных признаков боли, воспаления или хромоты.

Достаточно всего лишь небольшого триггера, чтобы такое состояние превратилось в полноценный ламинит.

Как бороться с метаболическим синдромом?

Вылечить метаболический синдром невозможно, поскольку это не болезнь. Это естественный физиологичный механизм, который помогает диким лошадям перераспределить энергетические ресурсы в условиях зимнего голода, а жеребым и лактирующим кобылам – направить больше глюкозы на развитие плода и в молоко. Но иногда этот механизм дает сбой и проявляется у домашних лошадей даже тогда, когда он совсем не нужен.

Однако соблюдая определенные правила содержания и кормления, можно сделать так, чтобы он не доставлял проблем лошади и ее владельцу:

➡ Большинство лошадей с резистентностью к инсулину не могут сами контролировать чувство насыщения, поэтому сено или трава вволю для них – плохая идея. Количество еды нужно нормировать на уровне 2-2,5% веса лошади (в сухом виде), а если лошадь уже имеет лишний вес, то на уровне 2% желаемого веса. Т.е. если лошадь весит 550 кг, а ее нормальный вес – 450 кг, то количество еды (включая сено) нужно ограничить 9-ю кг в сутки, разделив ее на как можно большее количество кормлений.

➡ Необходимо обеспечить лошади регулярную разумную нагрузку. Нагрузка увеличивает чувствительность мышц к инсулину и, таким образом, компенсирует метаболический синдром. Конечно, если у лошади уже случился полноценный ламинит, то активно работать ее можно только после того, как полностью восстановятся копыта.

➡ Рацион лошадей с метаболическим синдромом должен включать минимум НСУ (не белка!), чтобы не провоцировать всплесков инсулина в крови.

✔Лошадям, не несущим нагрузок или находящимся в легкой работе, будет достаточно только сена или травы, чтобы удовлетворить их потребности в калориях. Наиболее безопасный выпас для «метаболиков» – за два часа до и два часа после рассвета: именно в это время трава содержит наименьшее количество сахаров. В самых тяжелых случаях даже такой выпас не является достаточно безопасным, особенно если лошадь уже страдает от ламинита.

✔Только сено или трава не покрывают потребностей во всех витаминах и минералах, которые особенно необходимы таким лошадям, поэтому к фуражу желательно добавить витаминно-минеральную подкормку в гранулах ( ESSENTIALTONUS

✔ Другим вариантом сбалансировать рацион может быть замена части фуража готовым беззерновым кормом, например, Fib&Fib, который содержит всего 12% НСУ и полноценный состав витаминов и минералов или низкокалорийным гранулированным кормом FRIAND

✔ Для лошадей, несущих более высокие нагрузки и нуждающихся в несколько большем количестве энергии, подойдут низкозерновые Myo (16% НСУ и 10% жира) или Fibra (19% НСУ и 4% жира). Наиболее безопасное время кормления – в течение часа после работы, когда мышцы наиболее восприимчивы к глюкозе.

Если вы подозреваете у своей лошади метаболический синдром, проверьте соотношение глюкозы и инсулина в крови и скорректируйте ее содержание и рацион. Не позволяйте инсулину превратить вашу лошадь в инвалида!

И так, наша Птица уже практически инвалид. Но! Нашёлся специалист который готов это опровергнуть и считает возможным восстановить угол копытной кости который на данный момент составляет уже 14° . 8 июня это было всего 3°.

А пока что мы стоим дома, наблюдаем за происходящим через открытую дверь денника.
А пока что мы стоим дома, наблюдаем за происходящим через открытую дверь денника.

С помощью электрика Афины мы сделали ей двойную дверь. Птица героически вынесла электросварку, стояла в колпаке на голове и дремала. У неё 4 раза в день уколы, раз в день капельница, куча таблеток и строгая диета. Сейчас главное остановить острую фазу при которой поворачивается копытная кость.

Снимок марта, никто не увидел поворота копытной кости. Ни я ни врачи.
Снимок марта, никто не увидел поворота копытной кости. Ни я ни врачи.
Снимок 18 июня на котором уже очень серьёзные изменения.
Снимок 18 июня на котором уже очень серьёзные изменения.
-8

В норме копытная кость и толщина копытной стенки должны быть такими:

-9

"Небесный Тихоход" - мы зовем её дома. Или "утопающая во льдах". Каждые 2 часа меняем ногавки со льдом. Дежурим ночью. Надеемся что сможем восстановить пингвина и сделаем его ласточкой. Или хотя бы дельфином.