При каких условиях в человеческой душе возникает божественная любовь, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Хочу поговорить с вами об одном из важнейших духовных законов, касающийся свойств души человека.
Этот закон — самый важный. Можно сказать, что он — вершина духовного развития человека. И в этом смысле он является целью жизни человека. Я имею в виду божественную любовь, которая возникает в человеке.
Отмечу, что божественная любовь отличается от обычной человеческой любви — любви к родным и близким, друзьям, супруге или супругу...
Дело в том, что всё вышеперечисленное — это не совсем любовь, вернее, это любовь, характерная для нашего внутреннего ветхого человека. (Когда первые люди были изгнаны из рая, их природа повредилась, она стала страстной, смертной, тленной).
Святые отцы так и говорят, что обычная человеческая любовь — это ещё не любовь. Обычная человеческая любовь, на которой строится дружба или семейные союзы, это — лишь слабая тень настоящей любви. И это важно понимать.
Божественная любовь — это благодатные переживания в сердце человека. По словам святых отцов, эти внутренние переживания способны превосходить любые земные наслаждения, какими бы прекрасными они не были.
Это та истинная богоподобная любовь, которая может изменить всю жизнь человека. По сути, это и есть Царство Божье, которое внутри нас есть.
Но переживание такой божественной любви возможно при определённом условии — только путём борьбы со своими страстями, которыми обычно переполнен человек — эгоизмом, себялюбием, завистью, тщеславием, гордыней...
По большому счёту, наша природа устроена по образу Божию. Но мы разрушаем её сами, разрушаем теми страстями, которые гнездятся в нас: лукавством, лживостью, лицемерием, осуждением и другими.
Истинную божественную любовь невозможно приобрести, не преодолев в себе страсти. Потому как любая страсть способна напрочь погасить огонь божественной любви, который возгорается в душе человека.
Великий святой седьмого столетия, преподобный Исаак Сирин так и говорит: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей».
В борьбе со страстями очень важно совершать телесный и духовный подвиги. Телесный подвиг состоит в соблюдении нами молитвенных правил, церковных правил и предписаний, чтении Священного Писания, Псалтири и святоотеческой литературы. К телесному подвигу можно отнести соблюдение постов, благотворительные дела, то есть всю нашу внешнюю деятельность.
По словам святых отцов, телесный подвиг очень важен, поскольку он дисциплинирует душу. И вообще без телесного подвига нет подвига духовного. Но…
Если при телесном подвиге человек не совершает подвиг духовный, то всё это внешнее делание теряет всякую цену. И не просто теряет, а порой приводит к самым тяжелейшим последствиям. Почему?
Потому что, когда я много молюсь, много пощусь, много причащаюсь и вообще всё делаю лучше, чем другие, то я могу начать услаждаться своим внешним подвижничеством и в итоге возомнить о себе. Именно поэтому телесный подвиг без духовного крайне опасен.
Духовный же подвиг состоит в том, чтобы внимательно следить за тем, что происходит внутри меня — каковы мои помыслы, мои чувства, мои желания, мои цели, моё отношение к другим людям. Нужно обращать пристальное внимание к тому, не зародилось ли во мне тщеславие и высокое мнение о себе.
Повторю, телесный подвиг — это только первая ступень. Потому что божественная любовь может возникать и умножаться в человеке по мере очищения его души.
Ещё статья: Что такое любовь? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство вера в бога религия смирение господьбог промыслбожий любовь что такое любовь