Александр Катышев: возвращение из небытия

177 прочитали

На выставке «Шедевры художественной коллекции» в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова рядом с картиной всемирно известного Василия Кандинского экспонируется натюрморт. Еще недавно на этикетке вместо имени автора значилось: неизвестный художник начала XX века. Кем же был автор произведения? Попробуем разобраться.

А.И. Катышев. Натюрморт. Не позднее 1919 г. Москва. Холст, масло
А.И. Катышев. Натюрморт. Не позднее 1919 г. Москва. Холст, масло

12 апреля 1920 года в Тобольске стараниями местного художника Пантелеймона Чукомина открылся Музей изящных искусств, а в августе – художественная школа. Вскоре его как заведующего командировали в Москву для пополнения фондов. Вопрос о полном списке предметов, привезенных Чукоминым, до сих пор остается открытым. По дневникам омского художника Виктора Уфимцева, побывавшего в Тобольском музее в августе 1921 года, можно представить частичную картину: «На стене я увидал таких авторов, как Лентулов, Кандинский, Розанова, Кончаловский, Синезубов и др. Из ранних – Айвазовский, Дубовской, Ап. Васнецов, Ционглинский и др., и др.».

Вскоре Музей изящных искусств был закрыт. Его фонды в 1928 году поступили в Музей Тобольского Севера, в дальнейшем Тобольский краеведческий музей. В 1957 году по распоряжению Минкульта СССР 38 предметов живописи передали в областную картинную галерею, которая открылась в Тюмени. Среди них оказались и некоторые картины, привезенные Чукоминым. Здесь-то и начинается история забвения нашего героя.

Диаграмма распределения произведений из Государственного фонда Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса
Диаграмма распределения произведений из Государственного фонда Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса

В акте №1 передачи из Тобольского музея в Тюменскую галерею от 22 февраля 1957 года в списке значился «Натюрморт с бутылью и кувшином» с авторством Катышева, однако в книгу поступления художник был записан как неизвестный. В первом каталоге ТКГ 1963 года картина фигурировала как «Натюрморт с бутылками» неизвестного художника начала XX века. Хотя ниже пометка про надпись на обороте: «Катышев». При реставрации в 1986-1987 годах после дублирования холста надпись не была перенесена. Впоследствии предмет бытовал как «Натюрморт» неизвестного художника начала XX века. Все перевернул случай.

Акт передачи художественных произведений из Государственного фонда Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса для пополнения собрания художественных произведений гор. Тобольска
Акт передачи художественных произведений из Государственного фонда Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса для пополнения собрания художественных произведений гор. Тобольска

В 2019 году в Третьяковской галерее проходила выставка «Авангард. Список №1», приуроченная 100-летию Музея живописной культуры, работавшего в Москве с 1919 по 1929 годы. В каталоге выставки в статье Андрея Сарабьянова «География авангарда в провинции. К 100-летию деятельности Музейного бюро» рассказывалось об идее создания по всей стране системы музеев современного искусства (по подобию МЖК) и художественных мастерских (по типу СВОМАС). Музейное бюро обеспечивало эту сеть произведениями современного искусства, на примере которых могло учиться новое поколение художников. Вот и для Тобольска было выделено 13 произведений авангарда. Сарабьянов сослался на акт передачи, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Запросив копию документа, удалось узнать, что товарищ Чукомин получил картины 13-ти авторов, среди них и натюрморт Катышева, вот только даже инициалы художника не были указаны.

К счастью, в РГАЛИ оказалось два личных дела Александра Ивановича Катышева из фондов Строгановского училища и ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). Их изучение помогло восстановить часть биографии.

Строгановское училище после революции было преобразовано в Первые Государственные свободные художественные мастерские (I ГСХМ). В 1920 году Первые и Вторые ГСХМ были объединены во ВХУТЕМАС. В 1926 году на базе ВХУТЕМАСа был создан московский ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт, закрытый в 1930 году. Александр Катышев, начав учиться в 1915 году в Строгановском училище, выпустился в 1930 году из ВХУТЕИНа. Но обо всем по-порядку.

Выписка из метрической книги гласит о том, что Александр Иванович Катышев 1902 года рождения – из крестьян, уроженец села Молвитино Костромской губернии (в настоящее время Сусанино). Село примечательно тем, что художник Алексей Саврасов нашел в нем натуру для знаменитой картины «Грачи прилетели». Еще село славилось «шапошниками и картузниками». Когда семья Катышевых переехала в Москву, отец Иван Михайлович зарабатывал на жизнь изготовлением шапок (сохранились справки на его имя). После смерти отца на иждивении Александра остались мать и младший брат Алексей. Жили они в Зарядье – районе Москвы, застроенном дешевыми доходными домами «с галдарейками» для «понаехавшей» бедноты (переулок Псковский, д. 5, кв. 10) – там, где в настоящее время раскинулся прекрасный парк. В конце 1940-х район был расчищен под строительство сталинской высотки, вместо которой была построена гостиница «Россия», а жильцы расселены.

Дом с «галдарейкой» (Псковский переулок, 5), где жила семья Катышевых в Москве
Дом с «галдарейкой» (Псковский переулок, 5), где жила семья Катышевых в Москве

Сначала Александр Катышев числился в списках студентов Первых ГСХМ как подмастерье Аристарха Лентулова. Видимо, в тот период и был закуплен его натюрморт. Ученические работы передавались в провинциальные художественные мастерские для обучения современным течениям в искусстве. Поскольку Чукомин помимо музея открыл в Тобольске еще и художественную школу, картина Катышева могла быть ему презентована как наглядное пособие.

Учебная система в художественных мастерских предполагала свободный выбор преподавателя студентами. Поэтому нет ничего удивительного, что в сводной ведомости после графы «I Гос. своб. худ. м.», где преподавателем Катышева числился Лентулов, в следующей графе «ВХУТЕМАС» появляется другая запись: зачеркнуто «Персональная», а ниже: (у Кандинского). Получается, есть вероятность, что Катышев мог поучиться у основоположника абстракционизма до того, как тот навсегда покинул советскую Россию в декабре 1921 года. Следующим преподавателем в 1921-1922 годах был Павел Кузнецов.

Учеба перемежалась с активной общественной работой, однако были большие пропуски по состоянию здоровья. 13 августа 1927 года Александр написал заявление, в котором просил отсрочку для предоставления дипломной работы, ссылаясь на затянувшуюся болезнь. Приложенные справки из больниц свидетельствуют о том, что студент страдал пороком сердца, малокровием, функциональным расстройством нервной системы, «упадком питания». С середины 1926 года по начало 1928-го студент Катышев находился в отпуске по болезни, а в конце 1928-го получил год на выполнение дипломной работы, продемонстрировал он ее в ноябре 1929 года.

К окончанию монументального отделения живописного факультета ВХУТЕИНа в 1930 году Александр Катышев, видимо, подошел с очередными проблемами, поскольку 23 февраля 1930 года вынужден был писать справку об общественной работе, которую он выполнял, начиная с 1918 года. В ней он излагал, что год работал в железнодорожном дивизионе с красноармейцами: в агитпункте, по устройству спектаклей и художественному оформлению части. Затем писал лозунги и плакаты для колонн демонстрантов и праздничного украшения площадей города, был направлен художником-воспитателем в детский дом «Сны октябрьской революции». К справке добавлены положительные отзывы его товарищей по учебе. И, даже несмотря на характеристику, данную Александру членом ВКП(б) А. Шкаликовым, заверившим, что «работа, выполняемая т. Катышевым, всегда была полезной для общества», резолюция, наложенная ректором ВХУТЕИНа П. И. Новицким оказалась неутешительной: «Выпустить из ВТУЗа без звания».

На этом следы нашего героя обрываются. Ни в одном издании по русскому авангарду вы не встретите его имени. Между тем, искусствоведы, которые видят его картину, признают ее художественные достоинства. Недаром в экспозиции она висит рядом с произведением Кандинского. Одна из версий, почему Катышеву не выдали диплом по окончании вуза, это, возможно, эпизод из его учебной биографии: ученичество у Кандинского. Из-за эмиграции отца абстракционизма негативное отношение распространилось на его немногочисленных учеников, в результате ни один из них не смог построить карьеру. Так что всемирная слава художника Кандинского могла стать причиной безвестности художника Катышева. Но это только гипотеза.

Елена Рындина, старший научный сотрудник, хранитель коллекции «Живопись»