Найти тему
НТВ

Вице-президент РСТ Горин: гибридные тарифы вытесняют экономкласс в России

Россияне все чаще пользуются гибридными тарифами на авиабилеты, жертвуя комфортом в угоду экономии. Эта модель перелетов начала затмевать экономкласс, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.

Стоимость перелета по России в экономклассе в мае этого года выросла на 28% по сравнению с маем 2022-го. Средняя цена билета приблизилась к семи тысячам рублей в расчете на одну тысячу километров пути. Это рекорд за все время наблюдений. Почему летать стало дороже и как решается эта проблема, в интервью НТВ рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.

— Дмитрий Львович, что происходит с ценами на авиабилеты класса эконом в России?

— Для начала отмечу, что последние три года стоимость авиабилетов была достаточно низкой. Это связано с пандемией, ограничившей международное авиасообщение, и беспрецедентными субсидиями. В прошлом году власти выделили авиакомпаниям свыше 125 млрд руб., что позволило сдержать цены. Сейчас из-за подорожания авиатоплива, роста затрат на импортные комплектующие, инфляции и других ограничений они вернулись на уровень 2019-го — допандемийного года. Реальный рост цен составил 5–15%, хотя на пиковые даты с учетом динамического ценообразования они могут быть значительно выше. Как правило, это касается последних мест на рейс.

   Стоимость перелета по России экономклассом достигла максимума за 23 года
Стоимость перелета по России экономклассом достигла максимума за 23 года

— Допускаете ли вы, что авиабилеты подорожают еще сильнее?

— Приходится учитывать много разных факторов. Основной негативный фактор — затраты перевозчика. В России большая часть воздушного флота — иностранного производства. Авиакомпании отмечают, что из-за санкций затраты на техобслуживание выросли в разы, так как нужно приобретать импортные запчасти и комплектующие, а прямых поставок нет.

Кроме того, по сравнению с прошлым годом рубль ослаб на 46%. В сравнении с последним кварталом этого года он просел на 10%. Негативно влияет и закрытость аэропортов: уже больше года у нас 11 аэропортов не принимают пассажиров. Хотя существуют замены. К примеру, Сочи и Минеральные Воды принимают гостей вместо закрытых Геленджика и Анапы.

Наконец, подорожание билетов произошло из-за изменения соотношения внутренних и международных перевозок. Международные рейсы традиционно были более доходными для авиакомпаний и давали возможность компенсировать, удешевлять внутренние перевозки. Если до пандемии соотношение внутренних и международных перевозок было 60 на 40%, то теперь — 80 на 20%.

   В Мостуризме надеются на запуск безвизовых туров для китайских туристов до конца лета
В Мостуризме надеются на запуск безвизовых туров для китайских туристов до конца лета

Позитивные факторы — снизившаяся инфляция и рост числа перевозок по стране (в сравнении с зарубежными рейсами). У нас хороший спрос на внутреннем рынке относительно допандемийных значений.

Геополитика, на мой взгляд, не влияет на туризм. Он вне политики, если не считать ограниченность международного сообщения.

— Вам скажут: «Ну как вне политики? Вот зашел я на сайт перевозчика, хочу купить билет, смотрю цену и удивляюсь — три-пять лет назад она была совсем другая».

— Все-таки нельзя сравнивать керосин 2019 года с керосином сегодняшним — 72 тыс. руб. за тонну. Из-за динамического ценообразования стоимость билетов может меняться буквально каждую минуту. Плюс, как я уже сказал, курс валют оказывает большое влияние. Но наличие большего числа рейсов и конкуренции приводит к сдерживанию роста стоимости авиабилетов.

Понимаете, подорожание сейчас так заметно, поскольку в том году выдали очень большой объем субсидий. Однако эти деньги — 125 млрд руб. — смог получить, по сути, каждый пассажир. Более того, по-прежнему действуют программы субсидирования для определенных социальных групп (молодежь, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), и это особенно заметно в регионах.

— Гендиректор «Аэрофлота» сказал недавно, что в 2023 году авиакомпаниям надо попробовать пожить и без таких мер поддержки. Вы согласны с такой точкой зрения?

— Абсолютно согласен. Если субсидировать дальше, рост цен на билеты уже после отмены субсидий будет очень ощутим — не на 10%, а приблизительно на 30–40%. Нельзя бесконечно жить за счет субсидий. Конечно, потребитель видит только конечную цену на сайте какого-либо агрегатора и сравнивает ее с тарифами трехлетней, например, давности. Однако в таком положении не только российская, но и вся международная авиация. В России тем не менее сохраняются флот и его обслуживание. Стало гораздо больше региональных маршрутов, минуя московский авиаузел. Сами перелеты по стране теперь выстроены более правильно с логистической точки зрения.

   Red Wings отложила запуск прямых рейсов в Грузию
Red Wings отложила запуск прямых рейсов в Грузию

— Есть ли вероятность, что авиакомпании, которые вынуждены поднимать цены на билеты, начнут вместе с тем терять клиентуру? Им придется вновь снижать стоимость билетов?

— В случае если упадет спрос, они просто сократят число рейсов. Ресурс самолетов ограничен, новых самолетов еще нет. На ограниченном ресурсе им как-то нужно летать ориентировочно до 2025–2030 года, когда авиация получит новые самолеты отечественного производства. Это экономически не выгодно, чтобы не летать в минус.

— Может ли экономкласс в России стать настолько дорогим, что сравняется с бизнес-классом?

— Я бы сказал иначе: мировая и российская авиация показывает переход не в экономкласс, а в лоукост — бюджетные, гибридные тарифы (без багажа, питания на борту, невозвратные билеты и т. п.). Их начинают использовать многие авиакомпании, хотя официально у нас только один перевозчик-лоукостер («Победа». — Прим. НТВ). Мы идем по пути сохранения премиальных классов обслуживания, которыми пользуются редко, но приходят гибридные формы. Большая часть рейсов продается по таким минимальным тарифам. Их доля может составлять 70–90%. Я считаю, что это совершенно нормально, поскольку люди сами выбрали для себя лучшую модель для перелетов. А транспорт, помимо путешествий, выполняет и социальный аспект, включая транспортную подвижность. Но выбор делает пассажир.