Кинокомедия «Женатый холостяк» (1982) относится к тем фильмам, которые не понравились в детстве, но заинтересовали в зрелости. Помнимся, нас привлекла разноцветная афиша, примерно такая, как представлена тут, но сюжет показался вялым и каким-то утомляющим, хотя, хронометраж был коротким. Начало, впрочем, обнадёживало – в духе тогдашних фельетонов. Некая дама безуспешно ждала, что её обслужат в вагоне-ресторане, но тщетно.
Тогда ей (и себе) пришёл на помощь второй посетитель, шепнув обслуге, что эта женщина – важная особа, и тут же появилась белая скатерть, а за скатертью – весь положенный ассортимент. Это было печальной особенностью советской системы обслуживания – активная нелюбовь к посетителю. Об этом писали в журнале «Крокодил», рисовали карикатуры, всячески высмеивали. Этот эпизод был в стиле киножурнала «Фитиль» и был снят эффектно.
Сама фабула – закручена. Тамара (Лариса Удовиченко) знакомится в поезде с Сергеем (Юрий Григорьев) и рассказывает случайному попутчику свою история. Хотя, чего же случайный? Серёжа ей помог в ситуации, описанной выше, а преодолённые трудности, они сближают. Оказывается, что эта молодая-красивая находится в состоянии полуразвода со своим супругом, с которым то сходится, то ругается, однако, нормальной жизни, как не было, так и нет.
Едет в Севастополь, где проживают её родители, воспитывающие сына. Вот тут как-то покоробило в детстве и коробит сейчас. Мама-папа где-то, а маленький ребёнок – у бабки с дедом. А ведь Тамара не в каких-то длительных командировках, не за границей и не на севере. Больше того – родители Тамары не в курсе, как выглядит её муж, а отец – Гурам Отарович (Баадур Цуладце) вообще пребывает в убеждении, что никакого мужа нет и молодёжь – испорчена до нельзя.
И тогда Серёжа по своей инициативе начинает играть роль мужа Тамары, которая ему очень понравилась. В этом доме ему нереально рады, а малыш начинает восприниматься этого парня, как своего отца. Потом начинаются смешные ситуации, ибо это – комедия положений. В финале, как вы понимаете, Сергей и Тамара приходят к выводу, что созданы друг для друга. В кадре - полным-полно звёзд первой величины, причём на второстепенных и даже эпизодических ролях.
Но что в этом фильме ценнее всего? Не участие лучших артистов, не динамичная музыка Александра Журбина и даже не режиссура Владимира Рогового - того, что снял легендарных «Офицеров» (1971). Эта комедия уже по определению не может быть ужасной (детям было скучно, да). Так что самое-самое? Эпоха и место! Конечно, сам факт, что Севастополь, который является фоном этой забавной лав-стори, …общий. Никому не приходит в голову спрашивать: «Чей Крым?», ибо он …советский. Он - наш.
Ещё здесь мы видим дружбу народов. Отец Тамары, как вы понимаете, грузин и учит своего внука грузинским выражениям. Бабушка (Вера Васильева) по сценарию – белоруска, а вот в киноверсии, я не помню, высвечен ли этот момент. Главный герой – Серёжа – русский. Также есть комическая бабулька Мария Христофоровна (характерная Ирина Мурзаева), то есть наверняка из российских немцев, которых всегда было очень много.
И при всём разнообразии никто не делится на виды и типы. Все – советский народ, хотя, нынче принято вещать, что противоречия зрели и - ждали своего часа. Наверное, я в силу возраста их не замечала. Общность была так же нормальна и привычна, как солнце или воздух. Разве такое могло удивлять в начале 1980-х, когда мы зашли посмотреть эту обыденную комедию, предварительно поиграв в «Морской бой» и съев положенное мороженое в креманках? Шарики. Помните?
Zina KorZina (c)
- Пара забытых кинокомедий, где главное - эпоха, а не сюжет:
1. «Опасно для жизни!» - чем интересен этот неудачный фильм?
2. «Витя Глушаков – друг апачей» - странный сюжет на фоне чудесной эпохи.