Ко дню летнего Солнцестояния ассоциативно вспоминается одноименный фильм Ари Астера, 2019 г ("Midsummer", США-Швеция) (кстати, вышла новая работа этого же режиссера "Все страхи Бо" в 2023 году, буду смотреть (есть на кинопоиске) и напишу обзор) #дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал).
"Солнцестояние" - фильм сильный, неоднозначный и где-то зловещий.
Попробуем разобраться. Сразу скажу, что вряд ли сюжет следует воспринимать буквально: он не основан на реальной истории, и могла ли такая случиться, вопрос (хотя изолированные ортодоксальные общины безусловно существуют). Думаю, что фильм - это фантазия, размышление над скрытыми мотивами современных сект и их возможным влиянием.
В начале (экспозиции) мы видим молодую пару, явно психологически неблагополучную. Он не может ни бросить девушку, отношения с которой не очень устраивают, ни хотя бы прояснить их. Хотя молодой человек чувствительный и на редкость готовый побыть "контейнером". Для переживаний героини, которых у нее предостаточно. Я бы даже усомнилась в ее невротической организации, вполне возможно, что она и психотик. И еще у нее горе, утрата.
В общем, современные жители мегаполиса) Предположим, именно такие неустойчивые ребята являются добычей для разного рода вербовщиков, например, в секты.
И вот компания приезжает в удаленный регион Швеции, типа для изучения этнографии, истории, культуры и все такое. И начинается череда шокирующих событий. Компот из одуванчиков и прочие психоактивные средства им в помощь.. Шокирует все это не только героев, но и зрителя.
С одной стороны, есть исторические свидетельства того, какие были жестокие языческие культы древности (это и проверка на выживаемость, и суровая необходимость инициатических переходов к раннему (или своевременному ?) взрослению). Конечно, мы к такому непривычны, с нашим хваленым гуманизмом.
С другой стороны, это такой хоррор, фантазия, а ля страшная сказка.. Как в детстве, когда замираешь от ужаса, кутаешься в одеяло, но и дослушать хочется... И вот персонажи тоже не уезжают, им хочется "досмотреть"...
Тем более, в общине есть отличный способ "укутывания" (снятия напряжения, работы с чувствами). Групповая поддержка. Объятиями, пением, большим количеством сочувствия... То, чего нам в действительности сильно не хватает в современном очень индивидуалистическом мире.. В контексте фильма, правда, возникают сомнения в искренности и чистоте такой поддержки.. Не часть ли это коварного замысла...
Замысел в виде необходимости поддержания генетического здоровья общины увидите сами.
А вот что касается трансформации героев, она имеется. И этим фильм сильный. Я бы с уверенностью утверждала, что фильм обладает терапевтическим потенциалом (как те самые страшные детские сказки, служащие и предупреждением, и инструкцией...). Так, я об этом фильме узнала от клиента, который принес "материал" на сессию, и наше обсуждение этого фильма вывело его на проживание собственных чувств и его ключевой проблематики.
Молодой человек (Кристиан) проходит по сути инициацию в мужчину, но поскольку это делается резко, без подготовки и на чуждом ему культурном поле, то как индивид он не выживает. Хотя при определенных условиях это могло бы быть тем, что называют трансперсональным переходом.
Девушка Дэни становится в каком-то смысле "императрицей", то есть тоже проживает посвящение и в женское, и сразу во власть. Но достигается это через серьезное расщепление личности, сопровождающееся отказом от морали, этики, души. Похоже на тот слом/надлом, который обычно и совершают с членами сект, чтобы сделать из них преданных сторонников.
Символизма в фильме тоже много, и руны, и аллюзии к природным культам, и архетип Солнца представлен конечно очень мощно, от всей яркой картинки непрекращающегося полудня, до выжженной атмосферы "янской" насильственной энергии, от кого бы она ни исходила.
Психологическое содержание: секта, ритуалы, псевдо-язычество, архетипы, власть, горевание, отношения в паре, жестокость, инициации, жизнь и смерть, групповое сознание, поддержка, трансперсональный переход, культ Солнца.