Найти тему

Учителей будут готовить... в колледжах?

Министр просвещения Сергей Кравцов на Петербургском экономическом форуме
Министр просвещения Сергей Кравцов на Петербургском экономическом форуме

Очередной убийственной инициативой разразился министр просвещения, прости Господи, доктор педагогических наук Сергей Кравцов, предложивший отныне учителей для 5-9 классов готовить... в колледжах.

Мы даже опустим вопрос, какого качества "специалисты" будут приходить в школу и какое "формирование научного типа мышления" (цитата из действующего ФГОС) у своих учеников они смогут осуществлять. Ни в коем случае не принижаю достоинства среднего профессионального образования, но высшее образование на то и высшее, чтобы обеспечить качественно иную подготовку специалиста, включающую, например, в гуманитарных науках изучение всевозможных научных теорий, развитие аналитического мышления, навыков работы с источниками и т. д. Вы, кстати, много колледжей видели, где преподавали бы специалисты со степенью доктора наук? А академики? То-то же.

Тем паче можно быть практически уверенным, что и новомодная программа "профессионалитета" с ускоренным обучением распространится и на подготовку таких вот учителей-недоучек, которые по уровню образования в итоге не так уж далеко уйдут от своих учеников.
Если такая ситуация с привлечением учителей, едва закончивших школу, была вынужденной и временной необходимостью во времена всеобщей ликвидации безграмотности, то сегодня такой подход сложно объяснить рационально. Разве что господин Кравцов продолжает упрямо толкать неолиберальную идею по всеобщей информатизации школы - читай: замене учителя искусственным интеллектом.

Да, кадровый дефицит сегодня в школах значителен - причем чем мельче населенный пункт, тем он выше.
Да, ситуация, когда в некоторых сельских школах физкультурники преподают информатику и историю, ненормальна. Но абсолютно ненормальна и система подушевого финансирования (по количеству учеников в школе), при которой учителя в столичных школах получают в пять раз больший доход, чем их коллеги из регионов при одинаковой загруженности, и даже в школах одного муниципального района зарплата может разниться исходя из этой порочной системы. Ненормально, когда в одной школе директор своим решением платит молодому специалисту стопроцентную надбавку, а в другой - лишь тридцатипроцентную. Создайте нормальные условия, обеспечьте нормальный, человеческий уровень зарплаты, обещанный хотя бы пресловутыми, так и не выполненными в реальности "майскими указами", обеспечьте людей, приезжающих на голом энтузиазме в села, нормальным жильем и, главное, начните уже предпринимать меры для того, чтобы вернуть учителю, приравненному к "обслуживающему персоналу", гордый статус Наставника и Творца - и ситуация начнет меняться.

А сегодня Минпросвещения продолжает гнуть уже набивший оскомину курс неолиберальных образовательных реформ, которые все глубже загоняют нашу школу в беспросветную яму, окончательно уничтожая лучшие образцы столь ненавистной им советской школы, действительно создававшей человека-творца, а не нужного для сегодняшней власти безликого потребителя.