Вчера в Москве запущен первый маршрут речного электротранспорта на Москве-реке. Старт этому маршруту дал президент Владимир Путин, а также провел совещание по развитию транспортной системы, на котором, в частности, призвал углубить реки для движения судов.
Сергей Михеев: Я считаю, это хорошая новость - таких должно появляться у нас как можно больше. Бесконечно про Байденов и Макронов не нужно говорить, а надо жить собственной жизнью, развиваться. Одна из главных задач сейчас – становиться все более производственно, инфраструктурно самостоятельными. Открытие движения электрических трамвайчиков на Москве-реке и решение о том, чтобы возрождать речной транспорт. Потому что речной транспорт для России очень важен. Огромное количество рек: многие из них когда-то были судоходными; сейчас, к сожалению, обмелели, потому что их десятилетиями не чистили. Это первое.
Второе: советские суда стареют, выходят из строя. А на самом деле водные артерии – самый дешевый способ доставки грузов и пассажиров. Понятно, что сейчас с пассажирами немного тяжелее, потому что все эти способы доставки очень тихоходные, и в условиях, когда есть самолеты, поезда и автомобили, речной транспорт для пассажирских перевозок возможен только в отдельных специфических случаях, но это тоже важно. А грузовые речные перевозки - самые дешевые по себестоимости, после них морские, потом все остальное. Самые дорогие – авиационные. Когда-то для России и Советского Союза это была очень важная сфера деятельности, потом забросили, поставив все на автомобили. Я думаю, что это развивать очень важно.
Также важно развивать собственное судостроение. С одной стороны, новость хорошая, что в Москве построили и запустили эти трамвайчики. С другой стороны, даже Собянин сказал, что будем вервь делать в Москве. Хочется спросить: «А зачем в таком случае надо было разрушать Московский судостроительный завод когда-то не так уж и давно, для того, чтобы сейчас построить вервь?» Да, не Собянин его разрушил, но тем не менее, огромное количество предприятий, в том числе в Москве, которые когда-то производили продукцию – были разрушены под разговор о том, что это никому ненужно, неинтересно и не приносит прибыли. «А теперь будем строить опять…»
Нам бы научиться не разрушать до основания, рассказывая друг другу разные сказки, а затем, надрываясь, восстанавливать. Нам бы научиться любить свою родину, созидая, а не разрушая периодически под всякие байки про счастливое будущее. Совсем недавно рассказывали нам про очередное «счастливое будущее», а под это дело «под нож» пустили половину экономики, включая предприятия, которые производили конкретные машины, оборудование и все остальное. А теперь говорят: «Давайте будем заново делать!» Зачем делать заново, если можно было развивать то, что уже было? В капитальные фонды было вложено когда-то огромное количество труда, средств и пр. Всё это снесли, продали на металлолом или застроили бесконечными домами и радостно доложили, что «теперь всё хорошо». А сейчас говорят: «Нет, конечно, надо строить свое». Пусть лучше так, чем никак. Но эти уроки надо извлекать из собственных ошибок. Потому что, с исторической точки зрения, это было совсем недавно. Массово пускали «под нож» заводы, фабрики, конструкторские бюро, НИИ, рассказывая про то, что «это теперь нам не нужно - это всё ерунда, теперь мы в мировой экономике», выбрасывая на улицы сотни тысяч, миллионы людей. Для многих из них это стало полным крахом. Кто-то раньше времени умер, кто-то заболел, кто-то спился или еще что-то.
Тоже вопрос о том, экономика для людей или люди для экономики. Все-таки в первую очередь экономика для людей. Это было бы правильно, да и другим интересно. Возвращаясь к конкретным вещам. Да, надо строить свое. Что касается Московского судостроительного завода. Кто не помнит, они и сейчас ходят на Речной вокзал - теплоходы «Москва» - их строили в Москве и продавали в другие страны мира, и лицензию продавали на постройку. Какое-то время назад я был в Будапеште, через который течет река Дунай. Смотрю, что-то до боли знакомое передвигается по реке. А это теплоходы «Москва», которые там имеют какое-то свое обозначение. Их продавали туда. Не знаю, были ли они готовыми или собирались самими венграми, но они там есть и до сих пор плавают, эксплуатируются. Значит, вполне удачная конструкция.
Научиться бы думать головой вперед, а не хвататься за то, что сегодня модно. Еще раз повторю банальную мысль: нынешние времена, при всех тяжелых вызовах, дают осознать простые вещи. Тот, кто сам может себя обеспечить, сам делает, сам производит, тот и будет сверху. Тот, кто контролирует торговые пути, собственное пространство, обеспечивает себя инфраструктурой, независимо от других; тот, у кого есть собственные деньги; тот, кто у себя все это хранит, сам делает, придумывает и может продавать другим, он и будет в «шоколаде».