Найти тему
Части счастья

Скоморохи

(сюжет, почти повторяющий великую книгу)

« В каюте первого класса Остап, лежа с башмаками

на кожаном диване и задумчиво глядя на пробочный пояс,

обтянутый зеленой парусиной, допрашивал Ипполита Матвеевича:

- Вы умеете рисовать? Очень жалко. Я, к сожалению, тоже не умею.»

В двадцатых числах декабря 1989 года, когда страна активно готовилась встречать Новый Год, к нам с Димычем подошла наша любимая преподавательница кафедры основ архитектурного проектирования Марина Николаевна Дивакова и спросила, не хотим ли мы проявить свои творческие художественные способности. Предложение состояло в том, чтобы принять активное участие в украшательстве новогоднего действия, которое развернётся в Доме ПионЭров и будет радовать детишек на протяжении новогодних праздников. Естественно, мы согласились. Тем более, что за это полагалось небольшое вознаграждение.

Дом ПионЭров, он же – усадьба Расторгуева, находится в трёх кварталах от нашей «альма-матери». Пришли туда утром, вместо занятий. Нас там ждала директор, предупреждённая о визите двух маститых живописцев.

Один носил волосы ниже плеч, другой, пониже ростом, имел шапку волос, как у Анжелы Дэвис и бородищу с усами. Оба были уже подшофе.

- Так, ребята, обрисую вам наши пожелания и ваши задачи. Нам надо в сжатые сроки, за неделю, оформить зал, в котором будет проходить новогоднее действо и концерт. Ёлку мы нарядим сами, а вот с визуальным оформлением у нас всё грустно. Все оформители заняты и помочь нам некому. Выручайте!

- Само собой! Чего надо изображать? Синичек-лисичек?

- Конечно же, надо зверушек, Деда Мороза со Снегурочкой и всю атрибутику. Но и ваша творческая инициатива приветствуется! Может быть, каких-то сказочных персонажей дополнительных добавите, гусляров-скоморохов и всё такое? Было бы совсем здорово, если бы вы сумели в рисунках следовать стилистике Билибина. Мы вам книжки дадим. Ему лучше всех ведь удавались сказочные иллюстрации.

- Когда начинать? - спросили рембрандты.

- Если можно, то уже сегодня. Времени – в обрез!..

Получив со склада здоровенный рулон ватмана на бобине, кисточки и банки с гуашью, творческие люди заняли актовый зал, где и должны были висеть их произведения. По ходу процесса они придумывали, что изображать, как это делать и как подать зрителям в качестве дополнения к сценарию работников пристанища пионЭров и школьников.

Разматывая рулон ватмана, отмеряли необходимую длину полотен и нарезали. Получались отрезки шириной в метр и длиной метра по два. Изображать персонажей решили в натуральную величину, чтобы детишки ощутили больший энтузиазм и близкое приобщение к волшебству.

Первые два-три дня ушли на эскизирование и карандашное изображение зверушек, орнаментов и прочей лесной фактуры. Не мудрствуя лукаво, с учётом своего вино-водочного и музыкально-пристрастного видения, использовали наследие Билибина, Ромма и Птушко. В собранном виде полосы ватмана представляли собой единое полотно, занимающее три стены актового зала. Всё шло, как по маслу. Оставались основные действующие лица. Директору предложили свои дополнения к сценарию и получили одобрение. Работа спорилась. Вся сказочная флора и фауна была тщательно развешана по стенам и восхищала взгляды работников пионЭрской организации.

Основных персонажей картин должно было быть шестеро: Дед Мороз, Снегурочка и четыре древнерусских скомороха, сопровождающих ледовую семейку.

На оставшиеся пару дней два малых голландца выгнали всех, чтобы не выдавать раньше времени задуманное, закрылись в актовом зале, и принялись за свою феерию, которая должна была стать сюрпризом. Конечно же, эскизы были показаны директору и утверждены.

Дополнения к пионЭрскому сценарию от двух живописцев:

1 - Когда дети уже проведут первый хоровод вокруг пышной ёлки в окружении нарисованной сказки, и начнут истошными криками зазывать Деда Мороза и его полупрозрачную ледяную внучку, первыми на сцене появятся их портреты, а уж потом из дверей появятся они сами. Для этого портреты были свёрнуты в не очень тугой рулон, с двух сторон по торцам которого бумага прикреплялась к деревянным реечкам и верхняя реечка закреплена на стене. Для надёжности рулоны были завязаны на лёгкий узелок бечёвкой. В нужный момент две специально обученные работницы, стоящие возле рулонов, должны были «дёрнуть за верёвочку» и рулон, развернувшись, являл портреты вызываемых;

2 – Через некоторое время, когда Дед Мороз заявится, произнесёт необходимые тексты и скажет детям, как он долго до них продирался через тайгу и снег, Снегурочка должна сказать детям, мол, мы же с дедушкой пришли к вам не одни, а с друзьями-музыкантами, нашими былинными и очень весёлыми скоморохами. Давайте-ка и их позовём на наш праздник.

В этот момент ещё четыре специально обученных человека дёргают за ещё четыре бечёвки и оставшиеся рулоны, разворачиваясь, открывают портреты скоморохов. И в дверях показываются переодетые соответствующим образом культпросветлённые затейники, держащие в руках всякие балалайки, гусли и прочие дудки. В общем, всё просто гениально задумано. С одной поправкой – художники не посвятили директора в свои планы, как будут изображены эти самые скоморохи. Ибо окончательное изображение отличалось от эскизов.

Какими вы видите скоморохов в своём воображении? Скорее всего, это будет несколько стереотипный дурачок в шапке с бубенцами, косоворотке в горошек, с красным носом и крупными веснушками. Он либо стоит, весело раскинув руки, либо танцует вприсядку. В руках – старинные музыкальные инструменты.

Микеланджелы раскрывать рулоны со скоморохами вызвались сами, поэтому их пригласили на премьеру. Им удалось не раскрыть тайну изображений и получить свою долю новогодней славы.. Триумф был громким, несмотря на первоначальное изумление директрисы и зрителей. Но, поскольку менять что-то было поздно, да и портреты были выдержаны в духе Билибина, то всё прошло гладко.

…Развернувшиеся рулоны с предполагаемыми скоморохами явили детям потрясающий квартет. Нет, с разноцветными косоворотками в горошек и красными сапогами у них было всё нормально, правда, без шапок с бубенчиками. Портретного сходства не добивались, но общая картина была понятна.

Один из скоморохов изображал Джина Симмонса в узнаваемом гриме, с бас-гитарой вместо балалайки и с характерной мимикой, во втором угадывался Ангус Янг с гитарой вместо гуслей и в позе "чакберриевской походки", третий - вокалист с микрофоном, был расписан в духе Кинга Даймонда. Четвёртым был Луи Армстронг в косоворотке, каком-то картузе и с тромбоном…

Сказки
3041 интересуется