Найти тему

Сунак занимается Украиной, пока парламент занимается Джонсоном

22.06.2023 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

21-23 июня премьер-министр Британии Р. Сунак проводит Конференцию по восстановлению Украины (Ukraine Recovery Conference), привлекая правительства, международные организации и корпорации к делу ее послевоенного обустройства. Одновременно он заявил, что «Россия должна заплатить за разрушения». К программе частного сектора «Пакт бизнеса в пользу Украины» (Ukraine Business Compact) уже привлекли 400 компаний из 38 стран с рыночной стоимостью в 4,9 трлн. долл.[1] В планах Британии созвать конференцию по страхованию военных рисков (Conference Framework for War Risk Insurance).

Предварительно, 19 июня, правительство приняло решение ввести законодательство, согласно которому санкции в отношении России будут действовать до тех пор, пока Россия «не компенсирует Украине ущерб». Лондон также будет «изыскивать способы, которые позволят индивидам, находящимся под санкциями, направить их замороженные активы на восстановление Украины»[2]. Британия также намерена разработать законодательство с требованием к лицам, которые держат активы от имени Центрального банка России, Министерства финансов или ФНБ, раскрыть их Казначейству. Здесь уместно вспомнить историю со средствами от продажи клуба «Челси» Р. Абрамовичем. Он не подписал документ, согласно которому 2.3 млрд. ф.ст. должны быть направлены в гуманитарный фонд помощи Украине. Абрамович собирается начать процедуру, чтобы средства были направлены гражданам России и Украины, пострадавшим от боевых действий. Естественно, министр иностранных дел Дж. Клеверли, как и Еврокомиссия, настаивают, чтобы средства были направлены исключительно Украине[3].

***

В тот же день 19 июня в Палате общин состоялось голосование по докладу Комитета по привилегиям, расследовавшим заявления Джонсона в парламенте относительно вечеринок сотрудников Даунинг-стрит, 10 в период строгих санитарных ограничений, введенных во время пандемии COVID-19.

8 июня Джонсон получил распечатанную в единственном экземпляре предварительную версию доклада, в которой были представлены факты и вывод о том, что он сознательно вводил парламент в заблуждение (то есть лгал), заявляя, что вечеринок не было и правила нарушены не были. Джонсону предоставлялось право прокомментировать доклад в конфиденциальном порядке - Комитету. Однако он публично высказал свое нелицеприятное и резкое мнение о докладе еще до его обнародования и собственно Комитета как «Шемякинского суда». Тем самым Джонсон снова нарушил правила – конфиденциальности доклада и публичной оценки Комитета (https://interaffairs.ru/news/show/40804).

В результате Комитет предложил весьма суровое взыскание – приостановить его депутатские полномочия на 90 рабочих дней (строже только исключение из депутатского корпуса) и отказ в пропуске в парламент. Поясним, что приостановка депутатских полномочий на срок свыше 9 дней – практически означает отзыв депутата и, соответственно, дополнительные выборы в его избирательном округе. Что касается пропуска в парламент – это право сохраняют бывшим депутатам.

9 июня Джонсон сложил депутатские полномочия. Казалось бы, наказание его уже не касалось, но, согласно правилам, Палата общин должна была ознакомиться с итогами расследования и утвердить (или не утвердить) их.

Накануне голосования бывший премьер призвал своих сторонников «не умирать в канаве», т.е. не голосовать против доклада с предложенными в нем взысканиями. В партии тори скандал разгорелся с новой силой. Сторонники Джонсона обвинили комитет в предвзятости, в заговоре бремейнеров против главного пропонента брекзита и, тем самым в стремлении обратить брекзит вспять - отменить его. Учитывая вероятность победы Лейбористской партии или формирования коалиции лейбористов и либеральных демократов на предстоящих в 2024 г. выборов (не позже января 2025 г.), консерваторы-брекзитеры имеют основания для беспокойства, поскольку в этих партиях сильны позиции бремейнеров. Конечно, Британия не станет вновь вступать в Евросоюз, но тесное сотрудничество с Брюсселем не исключено.

Более того, сторонники Джонсона требуют, чтобы на следующих выборах ему подобрали «надежный» избирательный округ, а противников Джонсона они, соответственно, обещали забаллотировать при отборе кандидатов от Консервативной партии. Многие из них опасаются потерять депутатский мандат на следующих выборах, учитывая непопулярность Консервативной партии. Отметим, что снижение рейтингов партии началось летом 2022 г. еще при правлении Джонсона.

Лидер партии и премьер-министр Р. Сунак, как и предполагали обозреватели, предпочел отговориться неотложными делами и не стал участвовать в голосовании по докладу Комитета. Таким образом, он продемонстрировал, что не контролирует партию. Среди противников Джонсона четко в пользу доклада высказалась Пенелопа Мордонт, ныне лидер Палаты общин. Она проиграла на выборах лидера консерваторов Л. Трасс, а затем ей пришлось снять свою кандидатуру при фактической «коронации» Р. Сунака. Сейчас ее считают возможной преемницей действующего премьера от левого крыла партии.

Итог голосования после 5 часов дебатов 354:7. Конечно, за доклад проголосовала вся оппозиция. 118 депутатов-тори, из них 15 членов правительства, также проголосовали за доклад, включая бывшего премьер-министра Т. Мэй, а также Г. Брейди, председателя влиятельного Комитета 1922 г., который проводит выборы лидера консерваторов. 225 депутатов-тори голосование бойкотировали.

Между тем скандальный список Джонсона по назначениям в Палату лордов привлек внимание межпартийного Комитета по государственным счетам (Public Accounts Committee), который намерен проверить, отвечает ли нынешняя система назначений в Палату лордов критериям формирования «эффективной» и «пользующейся доверием» верхней палаты. В проверке Комитета по назначениям будет участвовать и Комитет по конституционным делам (Constitutional Affairs Committee). Они займутся также вопросами численности и роли Палаты лордов, введения срока полномочий пэров (ныне пожизненные), ее взаимоотношениями с Палатой общин[4]. Рекомендации сократить численность и изменить процедуру назначений в нее были представлены еще пять лет назад, но правительство консерваторов никаких мер не предприняло.

Речь о реформе Палаты лордов идет уже десятилетиями после незавершенной ее реформе при Т. Блэре, когда количество наследственных пэров было резко сокращено и возникла нынешняя система назначений по «партийным спискам». Лейбористы собираются в случае победы на выборах упразднить верхнюю палату.

В этой обстановке активизировался Н. Фарадж, который возглавлял Партию независимости Соединенного королевства, а затем партию Брекзит, и оказал немалое влияние на решение Д. Кэмерона все же провести референдум о членстве Британии в ЕС (2016 г.). Кэмерон тогда опасался, что партия Фараджа отберет голоса у консерваторов на выборах 2015 г., а потому еще в 2013 г. дал обещание провести референдум.

Н. Фарадж намекает на вероятность своего возращения в политику. Однако предпочитает дождаться победы лейбористов и либерал-демократов на выборах. Они намерены, как сообщают СМИ, все же изменить мажоритарную избирательную систему на близкую к пропорциональной, чтобы предоставить малым партиям шансы справедливого представительства в парламенте.

Эксцентричный Джонсон намеренно эпатировал публику нарушением внешних правил поведения, чтобы привлечь внимание с целью политической карьеры. Однако, нарушая «правила игры» в политике, что позволяла неписаная конституция Британии (опирающаяся на некодифицированные традиции и конвенции), он зашел слишком далеко. Система решил защищать себя от злоупотреблений, которые дискредитируют «образцовую» западную демократию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs