Найти в Дзене
Вести Тула

Музей Рублёва станет спасительной соломинкой для разрушающегося дома купца Лопатина

Музей имени Андрея Рублёва, филиал которого должен появиться в Туле в 2025 году, станет спасительной соломинкой для медленно разрушающегося дома купца Лопатина. Какая судьба ожидает строение, чьим соседом по улице является Тульский кремль? Расскажем в нашем материале. Во внутренний дворик усадьбы купца Лопатина вход воспрещен. Ключ – у заведующей еще неосязаемым филиалом федерального музея – имени Андрея Рублева. Сейчас поверить в то, что через два года на месте разрытой территории появится уютный дворик, а внутри руинированных зданий – ухоженная экспозиция, трудно. Заведующая тульским филиалом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Юлия Корнакова: «Это археологические шурфы и траншеи, которые делали археологи, чтобы изучить состояние фундамента, были найдены осколки керамики, элементы железные». На территории – четыре здания, все памятники культуры регионального значения, оплетённые лианами растений, что начали захват двора лишь пару лет назад. Забр

Музей имени Андрея Рублёва, филиал которого должен появиться в Туле в 2025 году, станет спасительной соломинкой для медленно разрушающегося дома купца Лопатина. Какая судьба ожидает строение, чьим соседом по улице является Тульский кремль? Расскажем в нашем материале.

Во внутренний дворик усадьбы купца Лопатина вход воспрещен. Ключ – у заведующей еще неосязаемым филиалом федерального музея – имени Андрея Рублева. Сейчас поверить в то, что через два года на месте разрытой территории появится уютный дворик, а внутри руинированных зданий – ухоженная экспозиция, трудно.

Заведующая тульским филиалом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Юлия Корнакова:

«Это археологические шурфы и траншеи, которые делали археологи, чтобы изучить состояние фундамента, были найдены осколки керамики, элементы железные».

На территории – четыре здания, все памятники культуры регионального значения, оплетённые лианами растений, что начали захват двора лишь пару лет назад. Заброшенной усадьба стала после расселения 29 тесных квартир, чьи собственники были заложниками официально аварийного дома и ждали так долго, что уже и не чаяли новоселья.

Жить под сводчатыми потолками в нашем 21 веке по-своему даже эксцентрично. Но обитателям этого дома приходилось мириться с другими лишениями. Из благ цивилизации только газ и электричество. Хотя сейчас дом обесточен. Отопление печное – на одном из кирпичей сохранилось клеймо, воду приходилось брать в колонке в Садовом переулке, душ и туалет тоже уличные.

Из окна – вид на кремль. Расположение – как у элитного жилья. Имя владельца первой каменного постройки здесь – в названии улицы. Менделеевская была Лопатинской. Но документы Госархива свидетельствуют о том, что купцы-то были небогатыми, 2-й гильдии. И фамилия имела несколько другое звучание.

Заведующая тульским филиалом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Юлия Корнакова:

«Удалось найти документы, которые говорят, что в 18 веке владельцем был Денис Лапаткин, а затем уже его дети организовали торговый дом».

Но главное сокровище усадьбы – и это вовсе не стены или потолки – спрятано между этажами. Вот она, та самая кованая, чугунная, винтовая лестница, которая так долго не попадала в объективы камер. Она же одна из главных исторических ценностей дома-памятника. Однако несмотря на прочность чугуна даже ее не пощадило время, впрочем эксперты считают, что по ней члены семьи купца не поднимались, скорее всего она была предназначена для слуг, которые с кухни доставляли яства на второй этаж.

Над всем этим великолепием – дамоклов меч разрушающейся крыши. Подхватить усадьбу под свои атлантовы плечи должен федеральный минкульт, что выделяет финансирование на реставрацию. Этап разработки проектно-сметной документации отделяет усадьбу от старта работ. А в шефствующем над ней московском музее готовятся наполнять свой будущий филиал, хотя знакомство с ним не помешало бы и самим тулякам.

Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Дмитрий Клыков:

«Эта икона связана с памятью Дмитрия Донского, который был связан с нашим монастырем. Есть известия, что он приходил в монастырь перед битвой на Куликовом поле. И также для жителей Тулы хочу сказать, что в нашем монастыре захоронены воины с Куликова поля, часть захоронений здесь, другие – в других местах Москвы».

Андрей Рублев – как Пушкин в мире средневековой монументальной живописи и иконописи, канонизированный церковью в лике преподобных. Коллекция музея состоит, в том числе из икон, что спасли из уничтожаемых советской властью храмов. Коллекция обширная, 21 тысяча единиц хранения. Подавляющее большинство – в запасниках, отсюда и своевременность тульского филиала.

Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин:

«Вполне вероятно, что какая-то часть экспозиции будет отведена истории этого здания, но в основном там будут представлены произведения древнерусского искусства до 20 века. Там будут не только залы постоянной экспозиции, зал для периодических выставок, общественная зона, помещение медиатеки, наверняка полифункциональный зал кино-видео проекционный для пресс-конференций, круглых столов».

По легенде обет построить этот монастырь был дан во время бури святителем Алексием на корабле – перед образом Спаса Нерукотворного. И миссия строить и восстанавливать за этим храмом остается и теперь – перенося его внимание на землю тульскую.