Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Что произошло с батискафом "Титан"? Основные причины катастроф глубоководных аппаратов

Оглавление

Исчезновение глубоководного аппарата "Титан" заставило всех нас задуматься о возможных опасностях, которые могут подстерегать такие аппараты. Хотя некоторые из этих опасностей кажутся мифическими, они существуют на самом деле. В этой статье мы расскажем, что может пойти не так при погружении в глубины океана.

Что же произошло с батискафом "Титан"?
Что же произошло с батискафом "Титан"?

На самом деле несчастные случаи, которые заканчиваются трагически, при погружении на большую глубину происходят довольно часто, даже если не учитывать военные подводные аппараты, но для начала давайте проясним один важный момент: хотя все устройства этого типа обычно называют "батискафами", это не совсем верно. Дело в том, что батискафы — это особый вид глубоководных аппаратов, использующих поплавки с бензином. Однако последний такой батискаф был построен в Советском Союзе в 1979 году, с тех пор же человечество перешло на глубоководные аппараты с поплавками из синтетической пены — газонаполненного пластика. Что же чаще всего угрожает таким аппаратам?

1. Тросы и рыбацкие сети

Глубоководные аппараты зачастую сталкиваются с такой проблемой, как орудия лова. Речь идет о сетях, которые рыбаки потеряли, а также о тросах, которые использовались при ловле. Подобные предметы способны ограничить подвижность глубоководного судна или даже заблокировать его винты.

Есть методы борьбы с этой проблемой. Так, современные гидроакустические устройства и алгоритмы обработки сигнала дают возможность обнаружить рыбацкие сети на расстоянии до 300 метров. А еще глубоководные аппараты могут быть оснащены сетепрорезателями и другими подобными устройствами, позволяющими справиться с проблемой. Тем не менее, сети и тросы представляют собой реальную опасность.

Так, в 1978 году американский аппарат РС-9 запутался на глубине 98 метров в синтетическом тросе. Это произошло неподалеку от Шотландии. К счастью, трое членов экипажа были спасены.
Глубоководный аппарат может запутаться в рыбацких сетях
Глубоководный аппарат может запутаться в рыбацких сетях
В 2005 году глубоководный аппарат АС-28 российского Тихоокеанского флота в 50 морских милях от Петропавловска-Камчатского попал на глубине 190 метров в сети. На борту аппарата, который запутался в тралах, находились 7 человек. Была связь, вскоре подоспела помощь.
В попытке решить эту проблему попробовали освободить АС-28 при помощи беспилотного подводного аппарата Venom. Однако он сломался, и попытка закончилась неудачей. Затем пробовали вытащить подводников, зацепив аппарат с поверхности якорями, не вышло. В конце концов, военные моряки России запросили помощь американцев и британцев. Российский аппарат освободили с помощью беспилотного аппарата Scorpio 45.

2. Подводные течения

Аппарат, находящийся глубоко под поверхностью воды, может попасть в течение — настоящую реку на дне океана, которая может быть очень быстрой. Глубоководные аппараты зачастую не обладают мощными двигателями, поскольку для них важно минимально расходовать энергию. Также подводные аппараты могут столкнуться с резкой сменой плотности воды, что также чревато проблемами.

В 1964 году батискаф Asherah (США) столкнулся в Эгейском море с рифом, это было связано с течением. Несмотря на то, что иллюминатор треснул и внутрь начала поступать вода, глубина к моменту столкновения составляла порядка 6 метров, и аппарат успел всплыть.
Летом 1973 года у берегов Флориды аппарат Johnson Sea Link был затянут течением в пробоину лежащего на дне эсминца Fred T. Berry. Аппарат зацепился за леерное ограждение, членам экипажа пришлось ждать помощи целых 30 часов — до тех пор, пока не пришло на помощь беспилотное спасательное судно A.B. Wood. К сожалению, двое из четырех членов экипажа скончались от отравления двуокисью углерода и от холода.

3. Пожар на борту

Один из главных страхов подводника — это пожар на борту. Кажется, что все находится под контролем человека, однако возгорания проводки случаются регулярно, причем как на военных, так и на гражданских субмаринах и глубоководных аппаратах.

На борту батискафа может произойти пожар (например, загорится проводка)
На борту батискафа может произойти пожар (например, загорится проводка)
Например, летом 1974 года подводный аппарат Yudzuki, находившийся Токийской бухте на глубине 10 метров, загорелся из-за короткого замыкания. Срочно был начат подъем на поверхность, однако оба члена экипажа погибли. И подобные случаи — далеко не редкость.

4. Нападение гигантских морских животных

Это может показаться фантастикой, но нападения различных морских животных на глубоководные аппараты отмечаются довольно часто. Большие существа из глубин океана нападают не только на подводные суда — так, зимой 2003 года в районе острова Мадейра восьмиметровый кальмар обхватил щупальцами корпус французской яхты "Жером". В тот раз, впрочем, моллюск переоценил свои возможности.

В 2014 году американские ученые из Woods Hole Oceanographic Institution зафиксировали на видео, как на автономный подводный аппарат Remus нападает большая белая акула.
Известно также, что в 1967 году меч-рыба атаковала американский глубоководный аппарат Alvin недалеко от Флориды. Глубина составляла 610 метров. Меч-рыба пробила внешнюю полистироловую оболочку аппарата, но экипаж сумел выполнить экстренное всплытие.
 В1967 году меч-рыба атаковала американский глубоководный аппарат Alvin
В1967 году меч-рыба атаковала американский глубоководный аппарат Alvin

Что же все-таки произошло с "Титаном"?

Скандальная новость о пропаже глубоководного аппарата (или, как часто пишут, батискафа) "Титан", который искал в Атлантике останки легендарного судна "Титаник", вызывает множество вопросов. По сообщениям СМИ, "Титан" не должен был погружаться глубже 3 тысяч метров из-за циклической усталости, но останки "Титаника" находятся на глубине 3,8 тыс. м. Впрочем, специалисты утверждают, что подобные аппараты имеют большой запас прочности, и одна лишь усталость не может быть причиной аварии.

Противолодочный самолет P8 Poseidon зафиксировал в месте, близком к району пропажи "Титана", звуки, которые повторяются каждые 30 минут. Это может быть свидетельством того, что на борту глубоководного аппарата еще есть живые. В этом случае версию пожара на борту можно исключить.

Стоит отметить, что "Титан" утратил связь через 45 минут после начала погружения. Это произошло во время, когда он должен был достигнуть обломков "Титаника". Стало известно, что у аппарата возникли проблемы с электроснабжением. Если так, то аппарат должен был подняться, использовав аварийный сброс балласта, для этого не нужно электрического привода. Значит, аппарат не только потерял энергоснабжение, но и подвижность.

"Новые Известия" назвали самой вероятной причиной аварии "Титана" пробоину. Однако что на самом деле случилось с "Титаном" и удалось ли кому-то выжить, остается тайной. Рано или поздно мы узнаем причины этой аварии.

Или никогда не узнаем.

---

Анимация показывает глубину погружения батискафа «Титан»
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
21 июня 2023