Владимир волновался, как будто первый раз шел на свидание. Купил два букета цветов – розы Саше, и астры Лене. Он помнил, что она любила белые астры более всего.
Володя зашел в подъезд. Сердце билось так, что пыталось выпрыгнуть из груди, его потряхивало от волнения. Он вдохнул, выдохнул. И нажал звонок.
Дверь открыла Сашка, завопила как в детстве, повиснув у него на шее:
- Папа приехал. Мама, папа приехал.
Лена вышла. В джинсах и футболке, новая стрижка. Все такая же, как тогда, когда он ушел. Такая родная, такая близкая. И не своя, чужая. Он же сам ушел.
- Привет,- улыбнулась она.
- Привет.
Сашка затрещала, пытаясь сбить напряженность и какую-то неловкость. Развела суету, накрывание на стол. Потом пришел жених с родителями – познакомится с Володей.
Вечер прошел замечательно. Тамаре он позвонил как прилетел. Показал номер по видеосвязи. И все. Сейчас она стала звонить ему звонок за звонком. Володя вышел на балкон:
- Ты где? Почему не отвечаешь?
-Я знакомлюсь с Сашиным женихом и его родителями.
- Твоя бывшая тоже там?
- Это мать Саши. Конечно, тут.
- Уходи немедленно оттуда.
- Слушай, перестань истерить, не звони больше. Я сам наберу.
Он отключил телефон, но Тамара стала набирать без перерыва. Володя сначала отключил звук, а потом и вовсе выключил телефон. Любопытная Сашка подслушала разговор на балконе. Тем более окна кухни тоже выходили на балкон, а окошко открыто на проветривание. Она удовлетворенно кивнула и улыбнулась.
Когда ушли гости, Саша постелила отцу в зале, мама ушла в спальню, Сашка в свою комнату.
Владимир переоделся в сохранившиеся домашние брюки с футболкой. Лена их не выкинула.
Вышел на кухню, налил чаю.
- Не спится? – раздался мелодичный голос Лены.
-Нет, а ты чего полуночничаешь?
- Тоже не спится.
- Лен, прости меня. Я так тебя обидел.
- Давно простила и отпустила.
- Как ты тут…без меня.
Они проговорили почти до утра, обсуждая все, что было в жизни, что есть, и разошлись под утро по своим комнатам. Владимир уснул сразу и крепко.
На свадьбе родители общались нормально, были рядом, танцевали. Много фото.
Сияющая Саша была очаровательна.
Через неделю после свадьбы Владимир вернулся к себе, в Сочи. Дома было шумно. Помимо Тамары, ее сына с женой и их малыша, приехала дочь Ирины. Беременная Настя.
Тамара сказал:
- Это ненадолго, сейчас все решим.
- Тамара, ты сказала, что там продадут, здесь купят. Уже два года прошло, третий идет, а воз и ныне там.
- Они все продали, но Ира не работает, они решили подкопить на хорошее жилье.
- Пусть в кредит возьмут, ипотеку оформят.
- Ты что, это же такие проценты переплачивать.
- У меня тут не богадельня, пусть съезжают.
-Все прописаны, и живут по месту регистрации. Не указывай, куда и кому съезжать. Тем более маленького ребенка на улицу не выселят , - нагло сказала Тамара.
Он раз в два месяца летал домой – повидаться с Сашей, останавливался у Лены. У них установились дружеские отношения. Оба были рады видеться, много разговаривали. Болезненной темы разрыва не касались. Про развод даже не заговаривали. Саша ждала ребенка, сказала, что будет внук.
Сашка спросила у мамы:
- Мама, ты стала просто светиться. Вы с папой помирились?
- Мы смогли стать друзьями, общаемся, переписываемся, созваниваемся. Я чувствую себя влюбленной девчонкой.
- Ты сможешь его простить?
- Не знаю, Саша. Пока не знаю. Но знаю, что рядом с ним я счастливая.
На выписку из роддома Володя тоже прилетел. Шарики, радостные родные и друзья, фотографы. Саша с мужем уехали домой, а родители с обеих сторон предложили:
- В ресторан?
Хорошо посидели, вернулись поздно. Лена смеялась:
- Ну вот, дед, мы и дома.
- Да, бабушка, дома.
Он вдруг резко взял ее за руку и притянул к себе. Лена обхватила его руками за шею.
- Я не отдам тебя никому, моя Лена.
- Я уже бабушка,- шепнула она.
- Самая красивая и молодая.
Утром Володя спросил:
- Ты примешь меня обратно?
- А там ты как скажешь? Что сделаешь?
- Заберу вещи, и все. Вернусь к тебе. Я не могу без тебя. Просто мне жизнь не мила. Я всегда думал, что хорошо где-то там. А потом понял, что потерял тебя, человека, с которым действительно хорошо, которого люблю. Простишь меня, примешь обратно?
- Приму.
Владимир улетел, собрал вещи, Тамаре сказал:
- Даю срок -месяц на выселение.
Сашка была рада, что родители вместе. Владимир сказал:
- Наворотил я дел. Только вот терять жилье в Сочи не хочу. Я мечтал, как ездить будем с внуками, но сил бороться у меня с ними сил нет. Продавать – это большой дисконт из-за зарегистрированных. А выселять мне их жалко. Куда они с детьми пойдут.
- Папа, ничего не надо продавать, подари мне. Я сама с этим разберусь. Даже пропиши, что они имеют право проживать, если так жалко.
Владимир сделал дарственную на Александру. Она, как собственник, зарегистрировала туда сына, и начался многолетний бой за жилье.
Саша подала в суд о прекращении права пользования, выселении и снятии с регистрационного учета, а также признания договора найма недействительным. Ведь сдана комната в 12.7 кв.м. Нет комнаты в квартире с такой площадью. А раз комнаты нет, то и договор недействителен.
Суд первой инстанции полистал планы, посмотрел – нет такой комнаты. И признал договор найма недействительным, согласившись с истцом. Следовательно, и договор дарения не может быть обременен жильцами по недействительному договору найма. При этом на заключение договора найма должна была дать согласие супруга собственника, но такого согласия нет.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Александры, исключив только суммы за пользование помещениями – более 400 тысяч (сумма аренды).
Однако апелляция это решение отменила, кассация поддержала апелляцию. Дело дошло до верховного суда.
Что же решил Верховный суд?
Отменяя решения, инстанции не учли, что законность договора найма ранее не оценивалась, что никто из зарегистрированных не являются членами семьи нового собственника, да и предыдущему никто.
Так что дело вернуть в апелляцию и снова рассмотреть.
И вот 22.04.2021 апелляция по требованиям Александры о признании договора найма незаключенным, истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании неосновательного обогащения, выселении, снятии с регистрационного учета, истребовании домовой книги – вынесла определение об утверждении решения суда первой инстанции.
Все жильцы были выселены. С момента дарения и до этого решения прошло 6 лет.
Определение Верховного суда РФ по делу № 18-КГ20-115-К4 от 16.02.2021
Краснодарский краевой суд, апелляционное определение по делу № 33-11869/2021 от 22.04.2021
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.