Для этого вновь разжигается межэтнический конфликт в Косово и Метохии.
Сербия высоко ценит поддержку России в вопросе сохранения территориальной целостности республики и намерена сохранять политику военного нейтралитета. Об этом заявил на прошлой неделе вице-премьер, министр обороны Сербии Милош Вучевич в ходе встречи с послом РФ Александром Боцан-Харченко. «Министр Вучевич поблагодарил за постоянную поддержку, которую Российская Федерация оказывает для сохранения суверенитета и территориальной целостности Сербии. В этой связи он ещё раз подчеркнул, что долгосрочное стратегическое обязательство Сербии заключается в сохранении статуса нейтрального в военном отношении государства без членства в какой-либо из существующих военно-политических организаций», – говорится в опубликованном 16 июня заявлении сербского оборонного ведомства.
Российский дипломат в ходе встречи подчеркнул, что «единственный способ разрешить все споры [между Белградом и Приштиной] – это деэскалация текущей ситуации и выполнение международных обязательств при соблюдении международного права в отношении территориальной целостности и суверенитета Сербии».
Балканы, поясним, в конце мая в очередной раз оказались на пороге нового военного столкновения. В чём причина этого обострения ситуации в регионе, какие планы вынашивают круги, спровоцировавшие такое развитие событий? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» ответил известный политолог Владимир ВАСИЛЬЕВ, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук.
– Владимир Сергеевич, «пороховая бочка», которой, как известно, уже на протяжении более века называют Балканы, вновь заискрила. Что же послужило той «спичкой», которая подожгла её фитиль?
– Если говорить конкретно о «спичке», используя ваше выражение, то ею, вне всяких сомнений, являются действия косовских властей. Дело в том, что в Косово прошли муниципальные выборы, которые сербы на севере края, где они образуют этническое большинство, бойкотировали. По их мнению, выборы были незаконны, поскольку не учитывали позиции сербского населения. Например, в Северной Митровице мэра избрали при явке всего 3,5 процента. По факту сербское население не участвовало в них, а кандидатами в главы городских администраций были назначены этнические албанцы. Следует отметить, что даже некоторые западные страны поставили под сомнение законность выборов и попросили правительство Косово не назначать новых мэров.
Тем не менее 26 мая бойцы ROSU – спецназа косовской полиции – силой заняли здания органов власти, чтобы привести к должности новых мэров. 29 мая тысячи косовских сербов собрались перед административными центрами муниципалитетов с требованиями отзыва мэров и отвода полицейского спецназа. Вечером начались столкновения между протестующими и военнослужащими KFOR, сформированными преимущественно из натовских подразделений. В ходе беспорядков пострадали 52 серба и 41 боец контингента альянса.
Сразу после этого президент Сербии Александр Вучич провёл встречу с послом РФ в Белграде Александром Боцан-Харченко, в ходе которой рассказал об эскалации насилия и грубой дискриминации сербов в Косово и Метохии. При этом он подчеркнул, что Сербия, вопреки грубейшему нарушению всех международных соглашений, будет работать над сохранением мира и стабильности, требуя срочного принятия мер, которые бы гарантировали безопасность сербов в Косово и Метохии. Это, по его словам, является условием для любого дальнейшего диалога с представителями временных структур в Приштине.
Вместе с тем, реагируя на складывающуюся ситуацию, президент Сербии распорядился привести армию в высшую степень готовности и приказал войскам выдвигаться к линии разграничения с Косово и Метохией. НАТО, в свою очередь, усилило группировку KFOR, направив около 700 турецких военнослужащих.
В этой связи следует отметить, что антисербские действия косовских властей, вызвавшие обострение ситуации на Балканах, лишь внешняя сторона возникшего конфликта. Его же основу составляют геополитические интересы США. Косово, как известно, это анклав, рождённый американцами, в котором США создали крупнейшую военную базу в Европе.
На деле контингент НАТО ни разу по-настоящему не защитил сербов
Я не считаю, что Косово – это самостоятельный политический субъект. Скорее – разновидность американского протектората, находящегося под внешним управлением. США выгодно оставлять этот конфликт в подвешенном состоянии, чтобы в любой момент можно было его активизировать для давления на Белград.
Этническая напряжённость на Балканах является постоянным фактором, и сейчас этот бикфордов шнур опять вот-вот подожгут. Мы хорошо помним, как нечто подобное словно по команде произошло на стыке веков в Югославии, когда был отстранён от власти президент Слободан Милошевич. И ситуация с недавними выборами не просто случай, а, повторю, спецоперация по разжиганию межэтнического конфликта.
– В том числе и этим, видимо, объясняется тот факт, что так называемые миротворцы натовских сил для Косово не справляются со своими обязанностями по защите сербов?
– Это никакие не миротворцы. Мы должны хорошо понимать, что это те же натовцы, действующие под контролем американцев. Кризисная ситуация в муниципалитетах Звечан, Зубин-Поток и Лепосавич, которая вполне поддавалась спокойному компромиссному разрешению, оказалась не по зубам KFOR. Его контингент сам стал источником ненужного насилия, фактором эскалации. В итоге те, кто обязан ограждать местное сербское большинство от произвола косоваров, выступили на стороне ксенофобских устремлений Приштины, превратились в фактических соучастников террора – в роли личной охраны самозванцев, которые назвали себя властью и засели в административных зданиях.
На это указал и глава министерства обороны Сербии Милош Вучевич. Комментируя 29 мая возникшую ситуацию, он обвинил руководство KFOR в том, что оно «защищает косовскую полицию и косовских узурпаторов, самопровозглашённых мэров».
Селективное отношение Запада к предписаниям резолюции Совета Безопасности ООН 1244, из которых всерьёз воспринимается лишь силовое присутствие в крае, привело к тому, что в НАТО сложилось глубоко превратное понимание функций KFOR. Оно контрастирует с декларируемым нейтральным подходом, давно превратившимся в фикцию. На деле контингент НАТО ни разу по-настоящему не защитил сербов, а вместо этого обслуживает ущербный статус-кво. Ни о каком доверии и тем более лояльности сербов в таких условиях говорить невозможно.
– Откуда, на ваш взгляд, такая неприязнь к сербам?
– Для США важно, чтобы Сербия навсегда исчезла с политической карты мира как страна, активно поддерживающая Россию. Тем более что сейчас, когда после выборов в Турции у власти остался Эрдоган, консолидация южного фланга НАТО стала важнейшим императивом политики США на Балканах в рамках геополитического противостояния с Россией. Стремясь по сути открыть на Балканах второй фронт против России, в Вашингтоне и других западных столицах, естественно, не хотят публично признавать свою причастность к возникшему конфликту. Более того, там даже осудили косовские власти за их провокационные действия. Однако в действительности Запад продолжает свою политику, направленную на то, чтобы оторвать Сербию от России.
На это обратили внимание и в российском дипломатическом ведомстве. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, притворно осуждая косовские «власти» за разжигание конфликта, вводя против них декоративные «санкции», Запад стремится навязать Белграду очередную заведомо дефектную развязку, цель которой состоит в том, чтобы предельно отдалить Сербию от России и заставить её разорвать стратегическое партнёрство с РФ.
– Получается, Косово – бикфордов шнур, который западные круги могут поджечь в любой момент, чтобы взорвать регион?
– Безусловно. Полагаю, за всем этим стоит ещё и политика, связанная с зоологической русофобией, ненавистью к России, которую им в своё время не удалось добить, окончательно поставить на колени. Сербию с её православным населением, ориентированным на Россию, близкую нам по менталитету, Запад наметил в свою очередную жертву. Мы видим, что сегодня происходит в Восточной Европе. Руками укронацистов истребляют русских в Донбассе. Сербию хотят превратить во второй Донбасс.
Сербия, Белоруссия, Россия – это звенья одной православной цепи, столь ненавистной так называемому коллективному Западу. Давно, как вы знаете, озвучены планы по расчленению России, стравливанию народов на её территории, ослаблению русского, государствообразующего народа, чтобы он утратил свою национальную идентичность.
Нам остаётся только одно – победить, иного не дано. И безусловно, мы должны оказывать посильную помощь братской Сербии – политическую, экономическую, военно-техническую.