Рассказываем про культовую настольную игру, где охотники на вампиров пытаются отправить в могилу самого опасного кровососа в истории
Весна 2023 стала настоящим праздником для фанатов настольных игр со скрытым перемещением, где один игрок тайно путешествует по игровому полю, а другие пытаются его поймать. В России издали сразу несколько хитов, которые заслужили признание публики – «Зверя», MIND MGNT и «Город Великой машины».
Но сегодня мы расскажем про настоящую классику жанра – «Ярость Дракулы». Эта игра вышла в далеком 1987 году, пережила несколько редакций и стала знаменита на весь мир. В России третью редакцию настолки издала компания Hobby World.
События «Ярости Дракулы» разворачиваются в 1898 году, когда тревожные вести начинают разноситься по аббатству Карфакс, а более восприимчивые к нечистой силе люди мучаются от страшных видений. Слухи не обманывают: граф Дракула вернулся и вновь плетет интриги. А значит, охотникам на вампиров во главе с профессором Ван Хельсингом надо собраться вместе и дать отпор проклятому монстру.
Полем битвы становится большая карта Европы. Сначала игроки должны поделить между собой роли: один становится Дракулой, а другие берут под свое управление охотников. Можно играть даже вдвоем, но тогда борцу со злом придется управлять сразу четырьмя воинами света. Обе стороны конфликта уникальны и отличаются не только механиками игры, но и условиями победы. Дракула передвигается тайно, пытается ускользнуть от охотников, а параллельно создает новых вампиров по всей Европе. Охотники же пытаются подготовиться, выследить Дракулу, а затем победить его в схватке.
Партия состоит из раундов, а те в свою очередь делятся на фазы – дневную и ночную. Сначала ходят охотники: они путешествуют между городами, покупают снаряжение, отдыхают и восстанавливаются после схваток, а также изучают слухи, позволяющие им выйти на след Дракулы. С наступлением ночи активизируется вампир: он тоже перемещается, вербует новых союзников, создает вампиров, влияет на природу и расставляет ловушки для преследователей. Игра длится до тех пор, пока не победит одна из сторон.
Пожалуй, главный элемент, который выделяет эту настолку среди конкурентов – боевая система. Если в большинстве игр все заканчивается с обнаружением прячущегося игрока, то в «Ярости Дракулы» начинается схватка. Сделаны сражения настолько элегантно, насколько это возможно, и похожи на игру «Камень-ножницы-бумага». Игроки в закрытую выбирают карты, а потом раскрывают их: можно нанести урон противнику, отменить его карту, поправить свое здоровье или вообще попытаться выйти из боя и сбежать. Одни карты сильнее других, но уступают третьей категории, а информация о здоровье каждого участника битвы известна всем. Поэтому надо пытаться предугадать шаги соперника: захочет ли он атаковать, защищаться или убегать.
В первых раундах охотники не хотят ввязываться в бой: вампир с легкостью может прихлопнуть любого из них. Однако чем больше снаряжения соберут люди, тем больше преимуществ получат. А особенно хорошо выследить Дракулу и напасть на него толпой – тогда это практически гарантированная победа. Поэтому первую половину партии взаимодействия между сторонами мало, хотя от сражений уже через полчаса игры никто не застрахован.
У Дракулы много талантов, но незаметность в них не входит. Путешествуя, он оставляет за собой следы: перемещаясь в новый город, охотник может спросить, был ли здесь вампир. Если да, то игрок за кровососа обязан раскрыть карту на треке времени, поэтому охотники сразу поймут, насколько близко подобрались к цели. Разумеется, у графа есть несколько трюков, чтобы после первого же обнаружения не оказаться в безвыходной ситуации. Можно остаться в том же городе, подготовить засаду, натравить на охотника своего вампира и так далее.
Кроме того, злодей может похвастаться связями: в каждом городе у него есть сторонники и шпионы. Поэтому охотники хоть и могут постоянно общаться, но обязаны делать это вслух – граф всегда должен быть в курсе их планов. Единственное исключение – тайный обмен предметами, когда персонажи встречаются в одном городе, а управляющие ими игроки могут пошептаться.
Но и охотники не так просты. Покусанная вампиром Мина Харкер, например, теперь связана с Дракулой ментальной связью и в некоторых ситуациях может сканировать целые регионы Европы силой мысли – а злодей должен ответить, не там ли он находится. Доктор Джон Сьюард быстро штопает раны и при отдыхе восстанавливает здоровье в два раза быстрее. А лорд Годалминг не стесняется тратить деньги, поэтому получает два предмета и билета для путешествий вместо одного. Сильные стороны героев приходится комбинировать, потому что без постоянного давления у вампира развязываются руки.
«Ярость Дракулы» – гениальная в своей простоте игра в «кошки-мышки». Ходы тут очень быстрые, а увязнуть в долгих размышлениях сложно: на выбор всего несколько действий, которые легко планировать параллельно с другими игроками. Даже схватки, которые в настолках нередко превращаются в утомительный процесс, здесь длятся меньше минуты. В другие современные игры со скрытыми перемещениями часто добавляют дополнительные механики: меняющуюся карту, дополнительных персонажей и контент, который открывается по мере прохождения. «Ярость Дракулы» лишена всех этих лишних, зачастую, слоев: есть только Европа, мечущийся между городами вампир и четверка охотников. При этом назвать ее скучной или простой по сравнению с играми-конкурентами нельзя. Тут достаточно глубины, нюансов и стратегий, которые можно понять лишь после нескольких партий.
Фанаты «Дракулы» будут в восторге и от тематичности игры, особенно учитывая, как мало тут нарративных элементов вроде карточек с сюжетами. Дано несколько известных героев, их слабости и сильные стороны, а дальше историю создают сами игроки. Кто куда поехал, по какой причине, с чем там столкнулся, и к каким последствиям это все привело. Нельзя сказать, что игра существует на каком-то стыке настольных и ролевых игр, но все тут прямо подталкивает вживаться в свою роль и отыгрывать персонажей. Если вы знаете классику Брэма Стокера, то сразу поймете, кто все эти герои, и почему они желают вампиру смерти.
Несмотря на быстрые ходы, партии в «Ярости Дракулы» длятся по-разному, от двух до пяти часов. Все зависит от навыков игроков: опытная команда охотников может быстро вычислить неосмотрительного злодея и грамотно его обезвредить. А толковый вампир способен долго водить за нос нерасторопных людей даже после того, как они его вычислят. Этот фактор обязательно стоит учитывать при планировании игры: загнав Дракулу в угол, но упустив его, охотники рискуют разочароваться. Начинать новую погоню и сидеть за столом еще пару часов могут захотеть не все.
К количеству игроков тоже есть определенные требования. Настолка все же лучше работает при большем количестве участников – от трех до пяти. В таком случае «Ярость Дракулы» раскрывается максимально: в ход идут переговоры, обсуждение стратегий и подслушивающий охотников Дракула. Вдвоем играть тоже можно, но обсуждать за столом нечего, а на игрока за людей ложится значительная нагрузка. Управлять приходится сразу четырьмя героями, пускай механически это не так уж сложно.
Помимо базовых правил, у «Ярости Дракулы» есть и расширенные – с рядом новых механик. Даже фанатам легких игр советую играть с ними если не сразу, то уже на 2-3 партию. Они дают обеим сторонам больше возможностей, а конфликт становится более непредсказуемым. Но при этом сбалансированным: даже при серьезном промахе у проигрывающей команды хотя бы остаются шансы выйти победителем.
«Ярость Дракулы» – классическая большая настолка, способная увлечь большую группу людей на целый вечер. Даже фанатам коротких и быстрых игр она может понравиться: все раунды тут проходят динамично, пускай сама партия может затянуться.
Растеряла ли настолка свою актуальность после выхода более современных конкурентов? Едва ли: если вы любите вампиров, скрытое перемещение и коварные планы, то «Ярость Дракулы» для вас. Но постарайтесь собрать компанию побольше, освободить хотя бы несколько часов и не сдаваться, если все идет не по плану. Выиграть тут сложно, но оно того стоит.