Найти тему
Звонкий Талер

"За безаварийный налёт часов" - значок из моего детства

Так уж получилось, что в нашем роду я один из немногих представителей гуманитарного склада ума. Мать - инженер-строитель, отец - маркшейдер (правда, работал больше проходчиком, а потом мастерил - люди рабочих специальностей в Союзе получали больше технической интеллигенции).

Один дядя - военный лётчик, участник известных событий во Вьетнаме, а другой - сугубо мирный. Пилот гражданской авиации. Именно у него на груди я в детстве видел значок, который мне запомнился, и который в уже более сознательном возрасте я захотел приобрести себе в коллекцию.

Нагрудный знак отличия "За безаварийный налёт часов" был учреждён в 1974 году взамен серии знаков "За налёт километров". Лётный состав гражданского воздушного флота СССР получал значки с соответствующей своей специальности и квалификации накладкой. Знак отличия "За безаварийное УВД" был учреждён одновременно со знаком "За безаварийный налёт часов" и предназначался для награждения отличников наземной диспетчерской службы управления воздушным движением. Накладка в нижней части знака указывала на количество лет безаварийной работы диспетчера...
Нагрудный знак отличия "За безаварийный налёт часов" был учреждён в 1974 году взамен серии знаков "За налёт километров". Лётный состав гражданского воздушного флота СССР получал значки с соответствующей своей специальности и квалификации накладкой. Знак отличия "За безаварийное УВД" был учреждён одновременно со знаком "За безаварийный налёт часов" и предназначался для награждения отличников наземной диспетчерской службы управления воздушным движением. Накладка в нижней части знака указывала на количество лет безаварийной работы диспетчера...

Этот значок представлял из себя следующую композицию: на золотистый медальон круглой формы, являвший собой изображение земного шара синей эмали с белой эмалированной окантовкой, накладывалась изящная серебристая рельефная фигурка гражданского авиалайнера. В окантовке медальона золотистыми буквами располагались надписи: в верхней части - "За безаварийный", в нижней части - "налёт часов".

Медальон, в свою очередь, был наложен на золотистый лавровый венок круглой формы, в верхней части которого располагались флаги СССР и Гражданского флота СССР. К нижней части венка при помощи "усиков" крепилась накладка с указанием специальности и числа, обозначающего налёт часов данного специалиста.

Как видно по изображению, данная накладка изготовлена для пилота с налётом 7000 часов
Как видно по изображению, данная накладка изготовлена для пилота с налётом 7000 часов

Эта накладка являлась сменной. По ней однотипный, в общем-то, значок приобретал "индивидуальные черты", становясь, в зависимости от надписи со специальностью авиатора, пилотским или штурманским знаком либо знаком бортрадиста или бортмеханика. По одним только таким накладкам можно собирать коллекцию несколько лет, так и не приблизившись к её полноте!

Оформлению своей скромной подборки нагрудной "квалификационки" я также уделил должное внимание, закрепив значки в пластиковом боксе на подложке из тонкого войлока. Вышло, по моему мнению, неплохо:

Даже осталось место под ещё один нагрудный знак - хочу в будущем занять его значком ГУ ГВФ "За налёт километров" образца 1930-1960-ых годов (подойдёт любой из типов серии)...
Даже осталось место под ещё один нагрудный знак - хочу в будущем занять его значком ГУ ГВФ "За налёт километров" образца 1930-1960-ых годов (подойдёт любой из типов серии)...

Знак "За безаварийный налёт часов" вручался специалисту только один раз и был номерным - менялись лишь планки с часами налёта, о чём в книжку нагрудного знака нашего авиатора вносилась соответствующая запись.

С распадом СССР значок продолжил существовать, по крайней мере, в РФ. В положение о нём, как и в его внешний вид, неоднократно были внесены коррективы. И теперь он выглядит следующим образом:

Современный вариант нагрудного знака "За безаварийный налёт часов" (пилот II степени)
Современный вариант нагрудного знака "За безаварийный налёт часов" (пилот II степени)

Благородная латунь сменилась алюминиевым сплавом, "горячие" эмали - лако-красочным покрытием. И у специалистов теперь не "налёт часов", а три степени мастерства:

  • III степень знака выдаётся за налёт 8000-10000 часов;
  • II степень - предусматривает налёт 10000-15000 часов;
  • знак I степени вручается за налёт свыше 15 тысяч часов.

Такая, вот, эволюция значка, увиденного в детстве на груди родственника!

Бюджет в 100 евро: купили горсть значков для начинающих
Звонкий Талер2 февраля 2021

Обзор подготовил Звонкий Талер