Так уж получилось, что в нашем роду я один из немногих представителей гуманитарного склада ума. Мать - инженер-строитель, отец - маркшейдер (правда, работал больше проходчиком, а потом мастерил - люди рабочих специальностей в Союзе получали больше технической интеллигенции).
Один дядя - военный лётчик, участник известных событий во Вьетнаме, а другой - сугубо мирный. Пилот гражданской авиации. Именно у него на груди я в детстве видел значок, который мне запомнился, и который в уже более сознательном возрасте я захотел приобрести себе в коллекцию.
Этот значок представлял из себя следующую композицию: на золотистый медальон круглой формы, являвший собой изображение земного шара синей эмали с белой эмалированной окантовкой, накладывалась изящная серебристая рельефная фигурка гражданского авиалайнера. В окантовке медальона золотистыми буквами располагались надписи: в верхней части - "За безаварийный", в нижней части - "налёт часов".
Медальон, в свою очередь, был наложен на золотистый лавровый венок круглой формы, в верхней части которого располагались флаги СССР и Гражданского флота СССР. К нижней части венка при помощи "усиков" крепилась накладка с указанием специальности и числа, обозначающего налёт часов данного специалиста.
Эта накладка являлась сменной. По ней однотипный, в общем-то, значок приобретал "индивидуальные черты", становясь, в зависимости от надписи со специальностью авиатора, пилотским или штурманским знаком либо знаком бортрадиста или бортмеханика. По одним только таким накладкам можно собирать коллекцию несколько лет, так и не приблизившись к её полноте!
Оформлению своей скромной подборки нагрудной "квалификационки" я также уделил должное внимание, закрепив значки в пластиковом боксе на подложке из тонкого войлока. Вышло, по моему мнению, неплохо:
Знак "За безаварийный налёт часов" вручался специалисту только один раз и был номерным - менялись лишь планки с часами налёта, о чём в книжку нагрудного знака нашего авиатора вносилась соответствующая запись.
С распадом СССР значок продолжил существовать, по крайней мере, в РФ. В положение о нём, как и в его внешний вид, неоднократно были внесены коррективы. И теперь он выглядит следующим образом:
Благородная латунь сменилась алюминиевым сплавом, "горячие" эмали - лако-красочным покрытием. И у специалистов теперь не "налёт часов", а три степени мастерства:
- III степень знака выдаётся за налёт 8000-10000 часов;
- II степень - предусматривает налёт 10000-15000 часов;
- знак I степени вручается за налёт свыше 15 тысяч часов.
Такая, вот, эволюция значка, увиденного в детстве на груди родственника!
Обзор подготовил Звонкий Талер